САША ВИСТА
Я тебя люблю (Digipak)
℗ 1995 / 2010 Саша Виста (number n/a)
12 tracks = 46'35"
САША ВИСТА
Ветка сакуры (Digipak)
℗ 2013 Саша Виста (number n/a)
15 tracks = 50'14"
Не будем задавать довольно бессмысленный вопрос: «Отчего так получилось, что в России в роли “умной” и неэкстремальной музыки выступает чаще всего гибрид авторской песни и аранжировочных приёмов, характерных для нью-эйджа?» Получилось и получилось, причём симпатии что слушателя, что собрата-профессионала к подобному материалу уходят даже не в конец 80-х, их вполне можно отследить ещё десятилетием раньше. Следовательно, вопрос не в форме такой музыки, а то, с каким уровнем профессионализма она доносится до слушателя. И здесь композитор, певец, гитарист и продюсер Саша Виста практически оказывается вне конкуренции: гигантский опыт работы с самым разнородным музыкальным материалом, в том числе и на сцене театра «Ленком» плюс продюсерские умения, которых музыкант набирался и за пределами России – вот залог качества его серьёзных сольных работ.
Альбомы «Я тебя люблю» и «Ветка сакуры» образуют неявную дилогию – да что там, они имеют полное право быть изданными двойником под одной обложкой. Первый из них гораздо менее «сфокусирован» и отличается некоторым лёгким стилистическим разбросом материала и некоторым большим уклоном в традиционный мэйнстрим-рок. Оно и неудивительно – песни альбома «Я тебя люблю» написаны в первой половине 90-х, когда рок-опыты артиста в группах «Аракс» (на тот момент – штатного коллектива «Ленкома») и «Лунный Пьеро» ещё были вполне свежи. Но и эти опыты тяготели к очень мягкой, камерной, если можно так выразиться, песне и, что нужно поставить Саше Висте в заслугу, подобные условно околороковые эксперименты в значительной степени опираются на русскую национальную мелодику. Здесь очевидным образом прослеживается не только собственный интерес к попыткам создания, если можно так выразиться, «нового романса» (удачные примеры которого – «Свет на бархат» и «Мама»), но и наставничество музыкантов «Аракса»: пьеса «Но поздно» мелодически очень схожа с творениями прославленной группы, а номеру «Странник» будто бы не нашлось места на одном из альбомов группы «СВ». В облике трека «Белый ветер» мы можем слышать, что ритм-энд-блюз может быть вполне хитовым и в такой тихой атмосферной трактовке, но ещё одним явным хитом альбома является опять же очень национальная по настроению пьесе «Я начинаю верить», которую хочется провозгласить нашим ответом титульному треку знаменитого альбома британской группы Dire Straits “Brothers In Arms” (1985).
Огромный опыт Саши Висты как продюсера, студийного музыканта и концертного исполнителя, в том числе и за пределами России, позволяет ему не повторяться и в сольном русскоязычном творчестве. Хотя, как уже говорилось, альбом «Ветка сакуры» является идеологическим продолжением «Я тебя люблю», он всё же чуть отличается от предшественника – здесь автор со свойственной ему звуковой тактичностью продвигает своё творчество в сторону Дальнего Востока, точнее – Японии. Темы единения человека и природы и псевдояпонский инструментал «Карацу» безусловно здесь к месту, равно как и исполнение номера “Sakura” на японском языке. Ещё одна удивительная новация – аранжировка пьесы «Алые паруса» с изрядным уклоном в Flamenco Nuovo, хотя и поданное через призму песенного нью-эйджа. И всё же, слушая «Ветку сакуры» целиком, не можешь отделаться от впечатления, что и на сей раз у Саши Висты всё получилось: перед нами именно сборник современных тихих русских романсов. Особенно хороши в этом смысле «Светлая ночь» и собственно «Романс». Плюс здесь имеются номера, про которые хочется сказать «между романсом и “Араксом”», а именно «Подожди меня», «Солнышко ясное» и «Рыбы». Конечно, стало уже общим местом возглашать о том, что атмосфера студийного альбома передаёт его настроение – но давно не доводилось слышать более ярких подтверждений этой словесной банальности, нежели оба CD Саши Висты. Профессиональный опыт музыканта, о котором говорилось выше, в сочетании с его потрясающим чутьём композитора и исполнителя-лирика способен творить чудеса. Те самые, с которыми мы ежетактно знакомимся на звуковых дорожках этих двух альбомов.
Аудиоклип к пьесе «Романс»
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •