Вчера ко мне обратилась моя клиентка с просьбой помочь составить бизнес-план для уже действующего бизнеса, и я с удовольствием взялась за эту работу.
Что мы сделали?
Сначала определили точку А, т.е. цифры сегодняшнего дня. Составили список имеющихся клиентов. Какой доход каждый из клиентов приносит в месяц, в квартал и в год. И уже на этом этапе выявился интересный факт – 80% дохода приносит 20% клиентов. Это очень неустойчивая позиция, которая может привести к краху бизнеса. Очень высокая зависимость в доходе от небольшого количества клиентов. Один или два клиента из этого списка уйдут, и большая часть дохода будет потеряна.
Затем определили целевую аудиторию по сегментам. Подсчитали средний чек по каждому сегменту, а также сколько клиентов планируется привлекать ежемесячно. На этом этапе важно учитывать такие показатели как длительность принятия решения о заключении договора. В разных сферах это могут быть абсолютно разные сроки, где-то решение принимается быстро – в течение недели, а где-то – нужно закладывать полгода, или даже год на принятие решения клиентом.
Исходя из плана привлечения клиентов в месяц мы уже смогли составить прогноз лидов (потенциальных клиентов) по имеющимся и планируемым каналам продаж, и, соответственно, прогноз бюджета по каждому рекламному каналу. Так у нас появился маркетинговый план на год с точными суммами бюджета на рекламу в каждом месяце.
Следующий этап – план продаж. Собрали информацию из первых трех этапов – получили годовой план продаж (сколько продаж планируется и какой доход эти продажи принесут) с разбивкой по месяцам.
Просчитали планируемые расходы: зарплата и налоги на зарплату, аренда офиса, канцелярия, инвестиции в бизнес, компьютерные программы, интернет, телефон и т.п. Всю эту информацию совместили с данными из плана продаж (сумма дохода за год и помесячно). В итоге получили финансовый план, по которому видно какую прибыль будет приносить бизнес ежемесячно, какая рентабельность бизнеса, а также какую сумму нужно вкладывать в бизнес, с какого месяца бизнес будет себя окупать, а когда уже наступит отдача от вложенных усилий в бизнес.
Ниже упрощенный вариант финансового плана, смотрите, изучайте, задавайте вопросы!