НАКАНУНЕ ВСЕХ СВЯТЫХ
иерей Августин Соколовски
Сегодня мы празднуем отдание дня Святой Пятидесятницы. В осознании того, что Пятидесятница – это такое событие, которое не может закончиться. Ведь, сошедши однажды на Апостолов, на Церковь и на Вселенную, Дух Святой до скончания века пребывает с нами. Пребудет и после, но об этой тайне Библия не говорит нам подробно. «Мы все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе», - пишет Апостол Павел (ср. 1 Кор.15,51-52).
Богословие Святой Троицы есть великая и сложнейшая тайна. Священное Писание говорит о том, что к Отцу мы приходим через Сына. «Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца. Иисус сказал Ему: видевший Меня видел Отца» (Ин.14,8-9). К Богу невозможно прийти, невозможно узнать Его, увидеть Его, понять и принять Его обойдя Сына.
Библейская тайна разворачивается далее. Ведь понять, увидеть и признать Сына можно только в Духе Святом. Уверовать в Сына Божия можно только Духом Святым. «Сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», - говорит Павел (1 Кор.12,3). Не стоит удивляться, если, признавая божественный закон и говоря о заповедях, человек, стоящий перед нами, не исповедует Иисуса Господом. Способность такого исповедания есть дар Святого Духа, который просто может быть пока не дан. А, быть может, не будет дарован никогда. В неверии и не исповедании приоткрывается сокрытая от человеческого понимания трагическая суть земного бытия. Приоткрывается, чтобы тотчас сокрыться то, что библейское слово именует реальностью грехопадения. Грехопадение есть неспособность именовать Иисуса Господом.
Каждое наше молитвенное обращение к Богу должно становится моментом истины благодарения. Потому что способность именовать Бога Отцом Господа нашего Иисуса Христа есть свидетельство присутствия святости Духа. Знак Его божественного Дыхания.
Дух Святой являет Сына Божия. Но кто же являет Духа? Вера Церкви произрастает из библейского слова. А богословие Церкви помогает вере искать постижения Истины. Великая парижская школа русского православного богословия в XX веке, устами Владимира Лосского (1903-1958) дерзнуло предположить, что Дух Святой будет явлен во святых. Когда в свете благодати, отблесках благодатного огня и лицах духоносных людей, искрах божественного света в Церкви и Мире, великое и малое вдруг начинает казаться смотрящим на нас не отсюда, «имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам» (Ин.3,13).
Дух говорит многое, но мы воспринимаем мало. В этой диалектике великого и малого Церковь приближается к порогу Празднования Дня Всех Святых.
Древняя традиция почитания святых в истории Церкви приобрела особую новую актуализацию в эпоху иконоборчества. Тогда в VIII-IX веках, героические иконоборческие Императоры Константинополя, в своей попытке поднять с колен величие Восточной Империи, пожелали увидеть в святых особенных героев духа, которым следовало бы подражать. В ответ, Церковь смогла увидеть в святости святых топос Сошествия Духа. «Там, где бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя»[1].
Dr.Augustin Sokolovski
[1] Лосский, Догматическое Богословие, М.1991, 288.