Из всех фильмов о войне у меня есть самый страшный ("Трясина"), самый тяжёлый ("А зори здесь тихие") и самый любимый. И если бы надо было выбрать из всех один, для меня это был бы именно он: "В бой идут одни "старики".
В нём есть то, чего не так много в других советских военных фильмах: человечность, юмор, есть военный быт - грязь по колено, фронтовые сто грамм и даже нелитературная ругань, есть страх и неуверенность в себе, есть боль. В нём обычные люди, не титаны, не колоссы, для меня это тоже важно. В нём не так много батальных сцен, и это делает ежедневный героизм ещё более ярким и наглядным. Кроме того, в фильме звучит песня "А степная трава пахнет горечью", самая близкая для меня из всех песен о войне - наверное, потому что в ней идёт речь об ощущениях после войны, которые и мои тоже, и с годами мне всё ближе и пугающе понятнее становятся слова "И живу я на земле доброй за себя и за того парня". Наконец, этот фильм просто очень талантлив, снят с душевной болью, без единой фальшивой ноты.
Если вы его любите так же, как я, вам, возможно, будут интересны несколько общедоступных фактов о фильме, они, на мой взгляд, рассказывают ещё больше о его создателях, о том, какая была великая проделана работа, как снимаются такие фильмы, которые становятя всенародно любимыми и сколько души в них вкладывается.
- Леонид Быков, автор сценария (есть ещё два), режиссёр и исполнитель роли Маэстро, мечтал стать лётчиком и дважды поступал в лётное училище, но его не взяли из-за маленького роста (163 см) и приписаного возраста. Но свой первый фильм он посвятил именно лётчикам.
- У героев фильма есть реальные прототипы, а у Маэстро (капитан, затем майор Титаренко) - аж три. Есть прототип у Вано - Вано Габуния, фронтовой друг Кожедуба, погибший при таране, у лётчицы Зои - Надежда Попова, Герой Советского союза, заместитель командира эскадрильи 46 гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков; после войны она вышла замуж за Героя Советского союза Семёна Харламова - он главный консультант фильма. Смуглянка - друг Быкова Виктор Щевронок, с которым они вместе поступали в лётное училище, погибший на фронте. Истории героев (трагическая история любви погибшего на боевом вылете узбекского лётчика Марисаева и девушки, погибшей при бомбёжке столовой), эпизоды, детали (нотный стан на самолёте Маэстро) а также отдельные фразы ("От полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным", "Я бы мог, конечно, сбить и больше, но вы, товарищ командир, своим нижним бельём распугали всех немцев") взяты из воспоминаний героев войны. На сайте памяти Леонида Быкова вы можете найти эти воспоминания.
- В Пятом гвардейском истребительном авиационном полку была "Поющая эскадрилья". В ней был свой хор, а два самолёта были подарены эскадрилье оркестром Леонида Утёсова. 11 из 14 лётчиков стали Героями Советского союза. Эскадрилья давала концерты на освобождённых территориях, на один из которых в родном Краматорске, вернувшись из эвакуации, попал Леонид Быков. В этот же день он высупал перед "Поющей" с ответным концертом в составе хора, солистом которого был мальчик по имени Иосиф Кобзон (хор создал Леонид Быков, а с Кобзоном он учился в одной школе и пригласил его запевалой). В конце 60-х Быков разыскал одного из лётчиков "Поющей" дважды Героя Виталия Попкова и попросил разрешения снять об эскадрилье фильм. Попков стал одновременно (частично) прототипом Маэстро и Кузнечика.
- Сначала сценарий фильма был забракован чиновниками как "негероический". Но за фильм вступились ветераны: они писали и просили дать ход фильму, потому что это "честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу". Во второй раз фильм попытались "прикрыть" уже после того, как он был готов, и снова за него вступились ветераны. Помогли также призы на Всесоюзном кинофестивале.
- Кузнечиком должен был стать Владимир Конкин (Шарапов), но не смог из-за съёмок в филье "Как закалялась сталь": его не отпустили со съёмок.
- А исполнитель роли Ромео Рустам Сагдуллаев разрывался между двумя съёмками. Кстати, именно поэтому он в фильме почти не появляется без головного убора: он прикрывает волосы, неуместные на голове лётчика времён Великой Отечественной, но нужные для другой роли.
- Евгения Симонова (Маша) снялась в фильме в 18 лет, будучи студенткой театрального института. На съёмки её привела мама.
- На съёмочной площадке было много молодых актёров, и они впоследствии вспоминали работу с Леонидом Быковым как подарок судьбы: он их опекал, говорил об искусстве, о жизни. Кроме того, он просил их не учить роли наизусть, а говорить в кадре своими словами.
- В 2009 году фильм раскрасили. Есть свидетельства, что сам Быков хотел снимать его на цветной плёнке, но она была дефицитом, поэтому он её не получил: ему сказали, что если будет снимать фильм о трактористах, получит, а если о войне - то чёрно-белая. Работа по колоризации была непростой - перед теми, кто её делал, стояла задача "не свалиться в Голливуд", поэтому они придерживались цветов советской киноплёнки тех времён. Проверили цвета глаз и волос всех актёров. Кроме того, например, в одном кадре могло присутствовать до 27 оттенков зелёного цвета, что тоже не упрощало процесс. А в конце концов 60% готовой работы пришлось переделать - когда выяснилось, что просветы на погонах лётчиков должны быть не голубыми, а красными.
- В Киеве установлен памятник Маэстро, а в Харькове - его механику Макарычу.
- Кстати, чиновники отказались утверждать на роль Макарыча Алексея Смирнова, к которому на тот момент уже прочно прирос образ "Феди" из "Приключений Шурика" - он окончательно считался комедийным актёром. Быков сказал, что он отказывается снимать фильм, если в нём не будет Смирнова, и рассказал о его боевых заслугах.
А теперь несколько слов об Алексее Смирнове, сыгравшем Макарыча.
Он служил в армии с 1940 года, прошёл всю войну и почти дошёл до Берлина. Даже короткое описание его военных заслуг займёт много места: служил химинструктором,
затем командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии, принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах, ходил в разведку, неоднократно был в тылу врага. Совершил несколько подвигов: заменяя командира миномёта, вёл огонь и рассеял до двух взводов пехоты противника, уничтожил со своим взводом миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника, взводом овладел городом Староконстантинов. Или вот: "20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы потеряли 17 солдат, а Смирнов лично взял в плен семь человек..." В январе 1945 года попал в засаду в районе деревни Посташевице. Алексей Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев, лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению. Одновременно с этим руководил в полку самодеятельностью. Был награждён медалью "За Отвагу", "За боевые заслуги", орденом Красной Звезды, орденами Славы II и III степени. Весной 1945 года был сильно контужен и затем комиссован.
После войны Алексей Смирнов жил одиноко. Он считался актёром комедийного жанра ("Вождь краснокожих", "Айболит-66", "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён", "Операция Ы и другие приключения Шурика" и тд), что сильно помешало его самореализации. Про Леонида Быкова, который отстоял его на роль Макарыча, Алексей Смирнов говорил, что это его единственный друг, а после фильма "В бой идут одни "старики" заметил как-то: "Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра"... Исполнитель роли Скворцова Владимир Талашко рассказывал, что Алексея Смирнова увезли на скорой прямо со съёмки финальной сцены у могилы Зои и Маши: стало плохо с сердцем, и когда он через несколько дней вернулся, то сказал: "Второй раз так не смогу - просто умру", потому в фильм пошёл единственный дубль.
До конца жизни он жил в коммуналке с мамой - отдельную квартиру получить так и не сумел, несмотря на боевые заслуги и признание зрителей. Пытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось. Много читал. Пил, из-за чего даже не смог сниматься в картине Быкова "Аты-баты, шли олдаты".
Есть легенда о том, что Алексей Смирнов узнал о гибели Леонида Быкова в автокатастрофе в больнице, после чего сразу скончался. Однако Леонид Быков погиб 11 апреля 1979 года, а Алексей Смирнов умер в больнице 7 мая. Более вероятна другая версия: после гибели друга Алексей Смирнов ушёл в запой, в результате которого в 20-х числах апреля оказался в больнице. За время его пребывания там актёра никто не навестил, но его очень полюбили больные и врачи. В день выписки 7 мая он скончался.
Как бы там ни было, они ушли почти одновременно - два друга, носившие войну в своём сердце до самого конца и сумевшие рассказать о ней зрителям так, как никто.
Гвардии старший сержант Алексей Смирнов с трофейным пулемётом
Памятник Леониду Быкову в Киеве