Злой, коварный и беспощадный, Ырка когда-то был обычным человеком, но сам лично решил прекратить свою земную жизнь. Древние славяне считали самоубийство страшным грехом, и те, кто отважился на сей акт никогда не смогут покинуть землю, так и будут жить здесь в образе Ырки.
Это имя ничего не значит, как собственно и сам носитель, он никто, как звать его непонятно, что он делает и для чего - неясно. Известно, что главная задача Ырки - выжить, а для этого ему нужна человеческая кровь, это энергия, дающая ему возможность существовать. Ырка может промышлять один или в паре со своим помощником Укрутом, задача которого находить жертв и отдавать их хозяину.
Древние представляли себе Ырку как существо, похожее на человека, но с безобразным телом, как-будто он весь покрыт следами гниения, язвами, пятнами. Глаза его пронзительно светятся в темноте, они видят далеко,так, что жертве не укрыться и не спрятаться.
Ырка поджидает своих жертв, долго следит за ними, проверяя подходят они ему или нет. Остановившись на одном, движется практически бесшумно и очень быстро. Жертва, посмотревшая в глаза Ырке, бесследно исчезает, причем считалось, что смерть несчастного была долгой и мучительной. И лишь единицам удавалось выбраться из цепких лап нечисти.
Считалось, что Ырка охотится только в поле, якобы лесные жители его не пускали к себе. И вот одинокий усталый путник идет полем, и вдруг ему начинает мерещиться, что его кто-то преследует. Самое главное - не оборачиваться, нельзя этого делать, нельзя смотреть в яркие горящие глаза Ырки. И начинает путник плутать, даже если дорогу знает как свои пять пальцев. Это злой дух ему дорогу портит, уводит, обманывает - ему нужно измотать жертву, ослабить.
Оглянулся, значит как-будто пригласил Ырку к себе - он тут же начинает кружить рядом, завораживать. Не оглядывается - Ырка начинает говорить знакомыми голосами, звать на помощь, просит и умолять чтобы путник повернулся. Как только жертва оказывалась в его цепких руках, Ырка пил его кровь, получая силу и энергию.
Говорят, что помочь человеку при встрече с Ыркой может только молитва. Не может он терпеть слов "Отче наш", начинает плакать и убегает. Кажется, что сейчас встретить Ырку невозможно - мало кто из нас, современных, ходит по полям. Однако, если вдруг придется, нужно помнить, что нельзя оборачиваться и смотреть ему в глаза. Нельзя верить тому, что происходит за спиной. Нельзя давать ему возможность заморочить голову, нельзя терять бдительность, нельзя бояться.