Найти в Дзене
Force & Brain

Илон Маск и "его" железная дорога

Оглавление
Веет будущим
Веет будущим

Возможно, первое о чём вы могли бы подумать , - это то, что статья Force&Brain будет про новую разработку прогремевшего на весь мир миллиардера, прообраз Железного человека, мецената и пионера в области производства электромобилей Илона Маска. Только это не так.

Режиссёры бы сказали, что Роберт смотрит в зеркало (отрывок из к/ф "Железный человек 2")
Режиссёры бы сказали, что Роберт смотрит в зеркало (отрывок из к/ф "Железный человек 2")

Сегодня расскажу о том, почему он настолько популярен, к чему это может привести и почему то, о чём будет моё повествование, так важно для России.

Безусловно после прочтения биографии Илона начинаешь восхищаться им. “Как так!? Родился в Южной Африке, уехал в Канаду один, вопреки желанию родителей!”, - наверное, такие восклицания возникают по ходу чтения описания жизни Маска. Также стоит упомянуть, что в 12 лет он продал свою первую за 500 долларов, а деньги на переезд в Канаду заработал, вкладываясь в акции фармацевтической компании. Его путь нельзя обозвать “из грязи в князи”, несмотря на тяжёлые времена, потому что не у каждого в 1981-ом году был Commodore VIC-20. Кстати, это 8-битное чудо техники подарил Илону его отец, Эррол Маск, что тот не отрицает, но всё-таки считает родителя ужасным человеком.(наверное есть за что)

"Он был настолько ужасным человеком, вы не представляете. Почти каждое преступление, о котором вы только можете подумать, он совершил. Почти любое зло, о котором вы можете подумать, он сделал", - Илон Маск.
Илон признаёт, что не отходил от него три дня и три ночи
Илон признаёт, что не отходил от него три дня и три ночи

Тем не менее, продолжая изучать биографию, помимо качеств, которые заставляют восхищаться, есть и те, что заставят задуматься о чистоте творческих порывов Илона Маска. Только после прочтения короткой статьи о спасательной операции в пещере Тхамлуангнангнон возникают сомнения в нравственности Маска. (на Википедии всё доступным языком изложено) Стоит понимать, что он не только инженер, но и предприниматель, который заинтересован в максимизации прибыли, ради чего готов потерпеть волны гнева со стороны пользователей Интернета.

Только это его противники и могут. Или нет? Данную тему мы затрагивали в наше статье “Что хочет министерство просвещения?”

Но навряд ли всякие перепалки с коллегами в PayPal или обвинение в нарушении закона о ценных бумагах вследствие выкладывания твита могут поколебать вашу веру в великого изобретателя. Для многих важно то, что он развивает науку. Мы ставим его в пример Роскосмосу, который выглядит в сравнении со SpaceX каким-то жалким, что, исходя из истории с космодромом “Восточный”, можно считать обоснованным. Видны проявления народного творчества, что только стоит вид мема с надписью “Как тебе такое, Илон Маск?” Временами кажется, что некоторые пытаются его обожествить, одновременно ругая проклятый СССР за данное нам наследие вместе со Сталиным, чей культ личности конечно же тоже презирают. Не забавно ли?

-4

Часто, говоря о каких-то исторических действиях, мы употребляем одно имя, обычно принадлежащее какому-нибудь генералу или предпринимателю, забывая про рабочих. Предлагаю посмотреть на условия трудящихся в кампаниях Илона Маска, где он является генеральным директором.

Что же приходится наблюдать?

В SpaceX люди работают по 10 - 12 часов в день, работая сверхурочно. Следовательно человек может работать 60 - 72 часа в неделю ради “бесплатного интернета” (советую посетить indeed.com и почитать про условия труда в этих компаниях самому), потому что Маск требует от своих сотрудников, чтобы они ходили на работу по выходным. Также можно прочесть статью журнала The Guardian, который взял интервью у рабочих заводов Tesla, и узнать от Джонатана Галеску о том, как люди теряют сознание и падают на пол словно блины, разбивая лица, а руководители, не обращая внимания на упавшего,просто отправляют их товарищей работать дальше. Тем не менее рабочие завода боятся сообщать о травмах руководителям, потому что в таком случае их могут перевести на “лёгкую” работу, что обычно снижает зарплату более чем в 2 раза. Мне кажется, что прекрасно высказался Ричард Ортис, рабочий на заводе Tesla: “Как будто ты умер и попал в рай авторабочих”, добавив: “Всё, кроме нас, кажется будущим”. The Guardian считает , что проблема заключается в том, что, в данном случае Tesla, сидит на стыке между технологическим стартапом, не связанным с правилами старой экономики, и производством, который должен выпускать материальные блага.

Только зачем это нужно знать нам, стране где “нет рынка и демократии”?

Во-первых, это не меняет того, что трудящиеся будут перерабатывать.

Во-вторых, в нашей истории культом личности обладал не только вышеупомянутый Сталин, но и большинство князей, царей и императоров, потому что люди верили, что власть им Богом дана.

В-третьих, постоянная необходимость какого-то доброго вождя или предпринимателя закрывает глаза тем массам, которые могли бы повлиять на порой нищенское положение своих соотечественников, которые тоже верят в “светлое завтра”, просыпаясь и засыпая с болью по всему телу. В этот же пункт можно отнести частое применения метонимии в нашей речи.

Метонимия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. (Илон Маск - тысячи рабочих)

Но почему мы это допускаем? Была ли у нас возможность стать не только частицей исторического потока, но и его созерцателем?

Конечно, и по обыкновению вам выпадал такой шанс, когда вы изучали поэзию, уже знакомого нашему читателю, Н. А. Некрасова, а именно его “политически опасную” поэму “Железная дорога”.

Моей целью не стоит пересказать поэму вкратце, её необходимо прочитать и самому ощутить то, что хотел передать автор. Мне хочется заострить внимание на некоторые показательные моменты, чья мысль уже не раз упоминалась.

Первый же встречает нас уже в эпиграфе поэмы:

Ваня (в кучерском армячке): „Папаша! Кто строил эту дорогу?“
Отец (в пальто с красной подкладкой): „Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!“

Заметьте, кого папаша называет строителем этой дороги. Пётр Андреевич Клейнмихель, являвшийся в 1842—1855 годах — главноуправляющим путей сообщения и публичных зданий, курировал строительство Николаевской железной дороги, на истории строительства которой основана поэма. Теперь представьте, что рассказчик не появляется. Будет ли мальчик сомневаться в словах отца? Наверное, нет. Но разве часто происходят такие разговоры в купе, и сколько ещё информации, искажающей истинное положение народа может услышать ребёнок от своих родителей? Считаю, что на этот вопрос каждый ответит по-разному.

"Ремонтные работы на железной дороге" Константин Савицкий
"Ремонтные работы на железной дороге" Константин Савицкий

Теперь хотелось бы поделиться одним из самых ярких, по моему мнению, строф.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Стоит сказать, что стихотворение было написано в 1864 году, а опубликовано в 1865 году. То есть проблема забывания того, сколько труда множества людей стоит за каким-либо великим делом, существует со дня публикации 55 лет. Разве нам не должно быть стыдно за то, что мы бежим по этой спирали истории, словно стадо по кругу, спотыкаясь об одни и те же булыжники?

Многие могли бы подумать, когда читали отрывок про условия труда в компаниях Tesla и SpaceX, что работать там или нет - это сознательный выбор рабочих. Признаю, что разбор уровня благосостояния граждан США, размышления на тему монополий работодателей и трудящихся сейчас неуместны Он был настолько ужасным человеком, вы не представляете. Почти каждое преступление, о котором вы только можете подумать, он совершил. Почти любое зло, о котором вы можете подумать, он сделал , но вот вам вопрос. Зачем люди в начале 20-ого века в Российской Империи боролись за 8-ми часовой рабочий день, неужели это лень?

Некрасов отвечает на этот вопрос так:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Плакат времён Гражданской войны
Плакат времён Гражданской войны

Думаю, что эта причина не изменилась коренным образом, просто получается так, что в мире изобилия и плюрализма говорить об этом как-то странно.

Безусловно Илон Маск не являлся главным героем этой статьи (в список его званий я бы добавил “популист” и “эксплуататор”), но был примером в подтверждении того, что культ личности существует до сих пор, и, что с этим необходимо бороться, отстаивая права трудящихся, прославляя в первую очередь народ, а потом уже правителей.

Всем спасибо за то, что дочитали данную статью до конца. Мне очень приятно. Подписывайтесь, ставьте лайки, обязательно пишите своё мнение в комментариях. До новых встреч!

Ссылки в конце статьи:

  1. Комментарий одного из рабочих (там есть и другие, это как раз indeed.com)
  2. Николаевская железная дорога (ныне Октябрьская)