Я попытался понять рассказ Елены Березиной "Колдун" (http://samlib.ru/b/berezina_e_l/koldun.shtml )
с помощью моих наработок, которые я приводил в статье "Малые форма прозы могут быть концептуальны и поэтичны" (http://samlib.ru/g/garcew_m_i/malyyeformyprozymogutbyt.shtml )
Скажу сразу: рассказ Лены - поэтическая проза.
Могут ли быть "концептуальны" рассказ, новелла? Могут, но это будет поэтическая проза, где нет прямой иллюстрации, а есть иллюстрация косвенная, именно это свойственно и мифу.
"В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель концептуального искусства - в передаче идеи.
Концептуальное искусство направлено автором не на эмоциональное восприятие, а к интеллектуальному осмыслению увиденного, услышанного и ощущаемого. Концептуальные объекты могут формироваться и существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом концептуального искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Авторами концептуального искусства была впервые в полной мере предпринята попытка (и довольно успешная) поставить смысл и идею произведения вперед формы и даже больше - абсолютно отказаться от ее значимости".(с)
В мифе, как всякой семиологической системе, имеются три различных элемента: означаемое, означающее и знак. Означающее - это форма, герои, вещи, смыслы (внешние, например, явный смысл поведения), шифры, коды, символы. Означаемое - содержание, "концепт", интенциональная функция, скрытый, истинный смысл поведения.
Третий элемент - значение.
Концепт, то бишь содержание, является той побудительной причиной, которая вызывает к жизни миф. Значение или знаковый характер отношения первых двух - результат корреляции. Это то, что снимает напряжение между бинарными оппозициями, например, сакральным и профанным, это компромисс, экономия сил "прогрессивное посредничество", "поток вопрошания", обращающий процесс Понимания вспять, это музыка, обволакивающая наше бытие, дающая силы вставать каждый день и бросаться в поток жизни в поисках куска хлеба и удовольствий.
На мой взгляд, означающее в рассказе "Колдун": колдун, палач, физиологические подробности, инквизиторы, женщина-колдунья, спасающая главного героя (символ). Внешний смысл:
жизнь абсурдна, люди глупы и жестоки, но среди них попадаются и героические личности (колдунья, колдун)
Означаемое. Бинарная оппозиция: героическая личность - глупые и жестокие люди. Найти компромисс между толпой и героем, между высотой духа и низостью человеческих предрассудков, между страхами и мужеством... Обращение процесса Понимания вспять - это отнюдь не означает того, что автор с помощью событий средних веков пытается понять происходящее ныне и вскрыть истоки РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА. В данном случае - это фиксация автором вещей, якобы не работающих на идею, - и, слава Богу - но в чью функцию входит на допредикативном уровне, на уровне Предпонимания показать эволюцию главного героя. Якобы излишняя физиологичность снимает онтологический слой за слоем, и главный герой рассказа доходит до предела своей экзистенции, до онтологических основ своего существования, до своего, по Хайдеггеру, Тут-бытия.
Двойственность в мифе "означающего" (одновременно и смысл, и форма) закручивает действо подобно непрерывно вращающемуся турникету: происходит чередование смысла означающего и его формы, языка объекта и метаязыка, чистого означивания и чистой образности. Концепт подхватывает чередование, подтверждая абсурдность жизни, так как истина всегда ускользает при таком вращении - смысл манифестирует форму, а форма заслоняет смысл. Однотонности спокойного сознания противостоит диссонанс "извращенного" сознания, которое вгрызается в традицию, ухватывается за наивные и тривиальные суждения наивного сознания, выявляет следы других текстов, их нетождественность, противоречия. Разрешения этим диссонансам нет, но честное и мужественное вопрошание, обращающее вспять процесс Понимания к своему Предпониманию на допредикативном уровне сознания, порождает музыку, приглушающую абсурдность бытия, разорванность и беспомощность мысли.
Есть ли в этом рассказе музыка? Есть! Березина честно и мужественно вопрошает, проверяет традицию на вшивость, этот рассказ НЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ОБЩЕЙ ИДЕИ: мол-де, героические личности всегда страдают, всегда не поняты, всегда - белые вороны.
Первая героическая личность (колдунья) проклинает людей, ставя крест на будущем человечества. Колдун же - вторая героическая личность рассказа - перебарывая страхи, выходит на новый уровень, оставляя надежду, ДАРЯ ЗАЦЕПКУ, уходя из этой жизни с высоко поднятой головой:
'Я ЛЮБЛЮ ВАС ЛЮДИ. БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!'
То, что рассказ переполнен физиологическими подробностями - только украшает его. Умение посмотреть правде в лицо, НЕ СТЕСНЯТЬСЯ того, что человек на две трети животное, и честно рассказывать об этом - говорит о мужестве автора. Боязнь же правды жизни - сродни ханжеству и лицемерию инквизиторов. Елена Березина - смелый и талантливый человек.
Так держать!!!!!!!!!!!!!!!!!!