Родилась я в деревне и познала не только все прелести деревенской жизни, но и сложности. Много было интересного прожито мной в тот период жизни. Иногда казалось – это конец! Но нет, это было начало! Причем «обнуление» приносило новые осознания.
Школа в деревне
Я помню школьную жизнь, как мы учились в деревне: школа была чуть больше обычного деревенского дома, состояла из 2 комнат, которые и были классами. В каждом классе учились по два класса, причем распределение было странным, в одном классе «подготовишки» и второй класс, во втором 1 и 3 класс. В школу я пошла в 5 лет, прочитав книжку «Филипок», о мальчике стремившемся к знаниям, и мне тоже так захотелось пойти в школу!
Не знаю как, но меня взяли, хотя брали с 6 лет. Моему счастью через полгода пришел конец – школу закрыли, так как не было учителей. Но в следующий год снова открыли, я снова пошла в школу! Учителей обожала, как и учебу! В этой школе я стала «октябренком», потом «пионеркой».
Самое запомнившиеся мероприятие в школе – сбор крапивы, а не макулатуры, как сейчас. Крапиву собирали в мешки, несли в школу, там взвешивали и составляли рейтинги… Так мы снабжали курочек из птицефабрики витаминами… Конкуренция была –за каждый клочок земли, где росла крапива, где только мы не лазили, чтобы ее раздобыть и чтобы нас похвалили на линейке.
Первый городской опыт
Чтобы учиться в 4 классе надо было ехать в город. Был специальный вахтовый автобус, но если опоздаешь на него, то идти надо было пешком до станции вдоль железнодорожных путей, там садиться на городской автобус и так добираться до школы приходилось. Пару раз я проспала… Добираться было страшно, пугали рассказами о цыганах, которые крали детей, а так как я была маленького роста, то в 4 классе все думали, что я –первоклашка. Папа нашел решение - начал громко включать радио в 6 часов, там звучал гимн Советского Союза и затем «Утренняя гимнастика» от этого я просыпалась быстро. Так начиналось мое каждое утро…
В городской школе я проучилась год, здесь получила медаль «Миллион Родине» за сданную макулатуру.
В город мы переехали, когда исполнилось мне 10 лет, а в деревню обратно я вернулась в 40! Но не в ту деревню, в которой родилась, а в другую, ближе к городу, в котором мы жили. Это с одной стороны вроде бы плохо, с другой – хорошо. Здесь мы все начали с нуля, реально с нуля, ведь деревня была заброшенная и мы – первые ее поселенцы за последние 15 лет.