Найти тему
MC Theory

Сложные размеры в музыке

 

Доброго дня, уважаемые читатели и начинающие музыканты. Сегодня рассмотрим на примерах сложные смешанные размеры.

 

Сложные смешанные размеры образуются путем соединения двух или более разнородных размеров, когда в одном такте есть счет и на «два», и на «три». Часто такие размеры называют просто «сложными», хотя строго говоря, это не совсем корректно, так как размеры 4/4 и 6/8, например, тоже сложные, имеют дополнительную относительно сильную долю. Тем не менее, когда говорят «сложный размер», обычно подразумевают именно такие, составленные из двудольных и трехдольных размеров вперемешку. 

 

Основный момент в таких размерах, как при определении, так и записи, что особенно важно, это расстановка акцентов. Так размер 5/4 может быть составлен из 2/4+3/4, а может наоборот – 3/4+2/4. На письме, будь то нотоносец или гитарная табулатура, эти акценты отмечаются знаком >. Размер 5/4 можно посчитать на «раз-два-три-четыре-пять», либо на «раз-два, раз-два-три» и «раз-два-три, раз-два», в зависимости от расстановки акцентов - относительно сильных долей. 

 

7/4 можно составить 2/4+3/4+2/4 и различными вариациями. И так далее, 9/4, 11/8, до умопомрачительных джазовых группировок, например 39/16, которые я подсмотрел у Саши Машина.

 

В современной музыке сложные смешанные размеры не столь популярны, что логично, они требуют большего внимания и «напряжения». Некой пристанью для них стал джаз и его разновидности, авангард и современная академическая музыка. Хотя вне сомнения, они являются отличным средством выразительности. А если вы, допустим, хотите переложить пятистопное стихотворение на музыку, обратите внимание на 5/4, возможно, что подойдет идеально.

 

5/4:

- Take Five, Д.Брубек

- Everything’s Allright из рок-оперы Иисус ХристосСуперзвезда, Э.Л.Веббер

- Animals, Muse

- Mission Impossible, саундтрек к к/ф, главная тема

 

7/4, 7/8:

- Money, Pink Floyd

- Frame by Frame, King Crimson

- Do You Want it All, Two Doors Cinema Club

- Ethiopia, RHCP

 

39/16: 39th Gulay, Дафер Юсуф (Dhafer Youssef)

 

Бывает и такой вариант, когда размер в композиции меняется в процессе. Если размер меняется раз за разом в одинаковых фразах, то такой размер называют переменный периодический. Если смена размера однократна или эпизодична, то это непериодический переменный размер. Вот примеры:

 

- The Strangles, Golden Brown (из к/ф Большой Куш) – 6/8, 7/8

- Баллада Атоса, из к/ф Три Мушкетера – 6/4, 4/4, 5/4

- Desert, саундтрек к игре Diablo II – 4/4, 7/8

- Мимо, АукцЫон – 7/8, 4/4

- Death And All his Friends, Coldplay – 4/4, 7/8 

 

 

Надеюсь, информация была вам полезна и интересна, делитесь «лайками», если да, и подписывайтесь на канал. До новых встреч.