Найти в Дзене
Посмотрено

Моё знакомство с новым форматом кино — скринлайф. Часть 1. «В сети наши грехи будут жить вечно»

Кадр из трейлера фильма "Открытые окна"
Кадр из трейлера фильма "Открытые окна"

Как снять фильм, не выходя из дома? Конечно, есть много примеров камерных фильмов, действие которых не выходит за пределы дома, квартиры и даже одной комнаты. Но далеко не любую историю можно рассказать с такими ограничениями. И тут на помощь может прийти относительно новый формат скринлайф (Screenlife).

Формат скринлайф-повествования предполагает, что всё действие фильма происходит на экранах компьютеров, телефонов и других гаджетов. Зритель видит только то, что выводится на экранах, слышит только то, что слышат микрофоны гаджетов. Следя за действиями героя онлайн, мы узнаём не только о происходящих событиях, но и понимаем ход размышлений персонажа, что его интересует, тревожит. Видим, на какие страницы заходит, на что обращает внимание, читаем сообщения, которые пишутся, но так и не отправляются. Перед нами открывается история поиска — самое сокровенное, что есть у нас сегодня.

-2

Это не первые попытки кинематографа стать более аутентичным и реалистичным. Были и субъективная съёмка от первого лица, и маскировка под документалистику (мокьюментари) и под реальные найденные плёнки (found footage). Скринлайф как будто объединяет в себе все эти техники и позволяет почти что влезть в голову героя. Подглядывание за чужими жизнями выходит на новый уровень в современном контексте развития технологий. Кажется, что распространение соцсетей делает жизнь их пользователей публичной. Но ведь так много ещё скрыто.

В период пандемии такой формат стал наиболее актуален. Скайп, зум, вэб-камеры, телефоны позволяют снимать, не выходя из дома (не совершая ошибку) и не контактируя друг с другом. Но зародился скринлайф задолго до этого года.

-3

Моментом формирования нового киноязыка можно считать хоррор Левана Габриадзе “Убрать из друзей”, спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и его компанией “Базелевс”. Далеко не новый сюжет про буллинг, проблемы подростков, месть и мистические силы. Но в ногу со временем здесь раскрывается проблема кибербуллинга и интернет-троллей, а действие завязано на скайпе, фейсбуке и ютубе. Если верить интересным фактам на Кинопоиске, весь фильм снят в одном доме в разных комнатах.

Старшеклассники безмятежно болтают по скайпу. Но в разговор вторгается некто от лица их подруги, год назад покончившей с собой из-за унижений в сети. Виртуальный “дух” погибшей собирается раскрыть грязные тайны всех присутствующих и отомстить.

Хоть фильм Левана Габриадзе и является первым экспериментом компании “Базелевс” в этом направлении и началом выделения скринлайфа в отдельное большое развивающиеся течение, “Убрать из друзей” был не первым десктоп-фильмом, и даже не первым хоррором в этом формате. В том же 2014 году несколькими месяцами ранее вышли “Смерть в сети” и “Открытые окна”.

-5

Оба фильма также являются вполне классическими хоррорами про маньяков, но в неклассической подаче скринлайфа. Разница в том, что “Смерть в сети” даёт нам уже знакомую схему маньяк — “последняя девушка” (final girl), а в “Открытых окнах” вводится третий герой — “свидетель”, инструмент в руках маньяка — и выходит на первый план. Мы следим за событиями именно с его точки зрения и через экран его компьютера.

“Открытые окна” для пущего реализма снимался на настоящие вэб-камеры, а не на профессиональное оборудование, причём съёмка велась в режиме реального времени. В отличие от других двух фильмов, в этом в главных ролях уже узнаваемые лица — Элайджа Вуд и Саша Грей.

Хоть “Убрать из друзей” и “Смерть в сети” были хорошо приняты критиками, все три фильма, которые я упомянула, получили невысокие зрительские оценки. Несмотря на это, я очень рекомендую выделить киновечер хотя бы на один из них ради свежих идей и интересных концепций, ради ощущения причастности и вовлечённости. Подглядывание в чужой экран ноутбука на удивление оказывается более захватывающим, чем подглядывание в замочную скважину.

Моё знакомство с новым форматом скринлайф началось именно с ужасов. Но такой подход может легко работать на абсолютно любые жанры. Подробнее об этом я расскажу в следующей статье.

Пишите в комментариях, смотрели ли вы подобные фильмы? Что рекомендуете к просмотру? И какого было бы вам, если бы за вашими действиями в сети кто-то непрерывно наблюдал? (крипота)

Вторая часть.

-7