Всем зашедшим - привет! Почти месяц у меня не выходили статьи про авиакомпании России, и сегодня я решил восполнить этот пробел. Сегодня поговорим об авиакомпании, про которую я недавно уже писал статью (туньк). Итак, сегодняшний герой - Алроса.
Город Мирный достаточно известен - именно здесь располагается знаменитая кимберлитовая трубка "Мир". Есть в городе и аэропорт (почитать: тыц). Авиация в Мирном появилась в 1971 году - на базе нового аэропорта сразу был образован мирнинский авиаотряд, который в основном занимался обеспечением снабжения и функционирования предприятий по добыче полезных ископаемых. Достаточно скоро авиаотряд начал и пассажирские авиаперевозки. На базе авиаотряды было создано АО "Авиакомпания Алроса". Типичная советская региональная авиакомпания - в парке были самолеты Ан-2, летавшие по всей Якутии.
Шли годы, авиация развивалась. Мирнинский АО тоже не стоял на месте - маршрутная сеть наращивалась, появились реактивные самолеты - Ту-134 и Ту-154. А дальше - развал СССР... 4 года ничего не происходило, но в 1995 году авиаотряд был преобразован в новую авиакомпанию - АК Алроса. Новой авиакомпании достались старые самолеты Мирнинского АП. Постепенно парк самолетов рос, появлялись нове, списывались старые борты. Единственное правило - Алроса была эксплуатантом российской/советской техники. Основу парка составляли самолеты Ту-154 и Ту-134. Так было до 2013 года...
В 2013 году Мирнинское авиапредприятие вновь было реструктуризировано. В результате "Алроса" стала самостоятельной авиакомпанией; была представлена новая ливрея. В то же время в авиакомпанию пришли первые "иномарки" - два Боинга: 737-700 с бортовым номером VQ-BEO, взятый в лизинг у "Якутии", и 737-800 с бортовым EI-FCH. Этот борт стал первым самолетом, примерившим новый корпоративный стиль Алросы. Хаб авиакомпании, очевидно, расположен в Мирном, однако есть еще несколько дополнительных хабов - в Толмачево, Пулково, Домодедово. Примерно до 2012 года самолеты Алросы можно было встретить во Внуково. Говоря про флот авиакомпании, нельзя не упомянуть интересный факт - в 2014 году в Алросе летал Bombardier Dash 8 Q400, взятый в аренду у Якутии (Б/н VP-BOS).
Флот Алросы, до недавнего времени представленный в основном советскими самолетами, довольно разнообразен. Алроса эксплуатировала и привычные для постсоветских авиакомпаний самолеты Ан-2, Ан-24, Ту-134 и Ту-154, так и достаточно необычный самолет Ан-38. На данный момент Алроса - единственный в мире эксплуатант Ан-38. Были у Алросы и грузовики - 3 самолет Ил-76ТД. Насколько мне известно, на сегодняшний день в состоянии летной годности остался только один такой самолет...
Конечно, нельзя обойти стороной интересные факты, отличающие Алросу. Авиакомпания является единственным в мире коммерческим эксплуатантом сразу двух типов - Ан-38-100 и Ту-154. Да, в Алросе до сих пор трудится Ту-154М с бортовым номером RA-85757, выпущенный в 1992 году. Так же нельзя не вспомнить, что именно Алроса совершила последний в мире коммерческий рейс на Ту-134. 22 мая 2019 года перелетом из Иркутска в Мирный была завершена почти 55-летняя история коммерческой эксплуатации "маленькой Ту-шки". Тогда же - 22 мая - Ту-134 перелетел в Новосибирск - там его поставят на вечную стоянку в Музей истории авиации аэропорта Толмачево.
Интересно, что Алроса сначала (как и RedWings) позиционировала себя как авиакомпания, эксплуатирующая только отечественные самолеты. Так, еще во времена МАПа, были заказаны несколько самолетов Ту-204СМ. Однако, самолет этот в серию так и не пошел, и в Алросу пришли Боинги. Однако, это не значит, что авиакомпании полностью переходит на зарубежную технику. Не так давно Алроса заказала 3 Суперджета - один из них уже перекрашен в Алросовскую ливрею. Про то, как это было, и почему фактически Алроса "получила не новый и не тот самолет" - можно почитать здесь (клац).
Не надо думать, что в парке авиакомпании только самолеты. Конечно, для полетов в труднодоступные районы (коих в Якутии великое множество) используются вертолеты - как старые Ми-8, выпущенные еще при Советском Союзе, так и современные Ми-171. Кстати, самый молодой ЛА в Алросе - как раз вертолет - выпущенный пол года назад Ми-8МТВ-1. Так же у авиакомпании остался один грузовой Ми-26, который сейчас периодически выполняет различные работы.
Кстати, надо отметить, что с точки зрения пассажира, Алроса выигрывает к многих авиакомпаний. Конечно, самолеты не самые новые, и, возможно, не такие комфортные и современные, как 737 в Победе, но зато Алроса кормит пассажиров - причем делает это так, что в рейтинге бортпитания занимает второе место (первое, очевидно, держит Аэрофлот). Мне как-то не довелось летать Алросой, но если Вам повезло - поделитесь в комментариях!)
И в конце нельзя не затронуть будущее - а оно у Алросы вполне определенное. Авиакомпания достаточно активно развивается, объем перевозок растет. Так же, Алроса - в числе первых заказчиков новейшего российского самолета МС-21 - авиакомпанией подписан твердый контракт на 3 самолета и опцион на столько же.
При всех преимуществах флота Алросы, никто, к сожалению, не отменял устаревание техники. Флот Алросы - один из самых старых в России - средний возраст самолетов - около 30 лет. И в связи с этим, мне кажется, логично порассуждать о том, какие изменения могут произойти во флоте авиакомпании в ближайшее время. Понятно, что вертолетный парк останется в основном прежним - вертолеты Ми-8 незаменимы в суровых условиях. Но, скорее всего, будет произведена замена вертолетов на более новые. Единственный оставшийся у Алросы Ми-26, к сожалению, скорее всего, выведут. Не так все однозначно и с грузовиками - единственный Ил-76, еще ТД, уже просится на пенсию. Идут разговоры о его замене на более современные самолеты - Boeing 757F, или, например, 737-800BCF. Но эта информация не подтверждена. С самолетами Ан-38 ситуация тоже не совсем однозначная - прямых аналогов этому самолету сейчас нет. Возможно, на замену 38-му придет Л-410 - правда, "элка" по многим параметрам проигрывает Ану... В нынешних реалиях Ан-24 - тоже незаменимая машина. Хотя, когда в серию пойдет Ил-114-300, созданный специально для замены Ан-24, возможно, он и станет рабочей лошадкой региональных направлений. Но говорить об этом пока, конечно, рановато.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь:Ангара ; Аврора ; Полет ; Атлант-Союз;Трансаэро;Саратовские Авиалинии ; Вим-Авиа ; КавМинВоды ;Sky Express, Внуковские Авиалинии, Мавиал ; ОмскАвиа ; Пулково ; Red Wings; АЛК.
Скорее всего, в будущем флот Алросы расширится. Если это произойдет, не исключено, что авиакомпании придется покинуть "родное гнездо" - Мирный - и перебазироваться. например, в Новосибирск. В конце концов, SSJ-100, возможно, в скором времени станет основой флота Алросы, заменив собой Ту-134 и (частично) Ту-154. Так что можно сказать, что перспективы у Алросы есть - и очень даже неплохие. Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу? Еще увидимся!))