Я очень люблю творчество Агаты Кристи. Люблю настолько, что читал не только её циклы о Пуаро или мисс Марпл, но и произведения, никак с этими героями не связанные. А у Кристи их много, и не только романов, но и рассказов. Например, один из моих любимых, "Коттедж "Соловей": о силе человеческой психологии ( кто не читал, очень рекомендую ). Её романы одни из самых экранизируемых, но, к сожалению, не всегда удачно. Я решил написать цикл статей ( да, я тут подумал и решил перейти на циклы ) о самых удачных, на мой взгляд, экранизациях по произведениям Агаты Кристи. Их не очень много, а если быть совсем точным, всего четыре. И начну я с первой из них: замечательного фильма 1974 года выпуска "Убийство в Восточном экспрессе".
Да, и это история про Пуаро. И пусть простят меня поклонники Дэвида Суше, я не люблю сериал "Пуаро Агаты Кристи". Совсем не люблю, за то что его создатели очень вольно обходятся с классическими сюжетами, часто меняя суть и расставляя акценты в совершенно других местах. Но, вернёмся к детективу 1974 года. Сюжет известен: замкнутое пространство поезда, убийство и целый круг самых разнокалиберных подозреваемых. И самый неоднозначный сюжет. Потому что, на моей памяти, это единственный роман цикла, в котором Пуаро поступился своим основным принципом. И в фильме это очень хорошо передано. Так почему я считаю именно этот фильм одной из лучших экранизаций? Да потому, что он идеален. Во всех моментах: от безупречной, практически на 100%, переданной сюжетной линии и атмосферы романа, до невероятно потрясающего актёрского состава.
А посмотреть там есть на кого! Ванесса Редгрейв, Шон Коннери, Лорен Бэккол, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет, Майкл Йорк и другие, не менее, талантливые актёры. Которые очень точно, очень тонко и изящно, очень деликатно воплотили на экране образы персонажей, прописанные в романе. Их чувства и мотивы. Глядя на них, ты веришь, что видишь перед собой именно их, героев Агаты Кристи, которые пережили огромное горе и собрались вместе, чтобы наказать преступника, причинившего им это горе и избежавшего наказания. Мне совершенно не стыдно признаться, что я, являясь циничным лепреконом не склонным к сантиментам, наизусть зная как роман, так и фильм, пускаю слезу каждый раз, когда его смотрю. Нет, не то, что я прям рыдаю, но скупая мужская слеза каждый раз вот прям накатывает.
И, конечно, особо стоит отметить превосходную музыку, которая ненавязчиво дополняет сюжет там, где это необходимо и, тем самым, добавляет фильму неповторимый шарм и помогает дополнить атмосферу. И Альберт Финни в роли Пуаро, безусловно, бесподобен. Это, пожалуй, единственный экранный Пуаро, который похож именно на "нелепого" бельгийца. А так же, безусловно, прекрасная операторская работа, когда без всяких спецэффектов и экшена, создают картинку, которая затягивает. Когда эмоции передаются через полутона, взгляды, правильные ракурсы... Поистине: вместо тысячи слов.
В целом, как я могу резюмировать? Это фильм, который нужно смотреть самим и показывать своим детям, чтобы знать, что такое качественная экранизация и, в целом, качественный кинематограф.
На этом, у меня всё. Статьи о следующих двух экранизациях будут чуть позже. Да, могу сразу сказать, что, вместе с этой, их будет всего три, потому что четвёртую писать не вижу особого смысла: это наш, родной, фильм "Десять негритят, а о нём написано очень много и повторяться не хочется. И да, я считаю его одной из четырёх лучших экранизаций Агаты Кристи".