В конце девяностых годов двадцатого века параллельно с взрывной популярностью гранджа, а за ним брит-попа, в электронной сцене тоже произошла революция. Возможно, не такая громкая, как в гитарном мире, но не менее значительная.
Ряд экспериментальных музыкантов в поиске адаптации к современности чувственного и имеющего богатую музыкальную историю стиля "соул", изобрели направление, которое стало одним из определяющих во всей новейшей популярной электронике. А также повлияло и на многие смежные музыкальные стили.
Речь идет о трип-хопе, флагманы которого давно уже стали достоянием мэйнстрима и знакомы широкому слушателю. Это такие коллективы, как Massive Attack, Portishead, Tricky, Morcheeba.
Однако, как это всегда бывает, издалека видно только маленькую вершину айсберга. А за пределами чартов и хит-парадов находится огромное количество не менее интересных трип-хоп-проектов, которым просто повезло несколько меньше. А, может, они и не искали широкой популярности.
Так как в свое время, работая старшим продавцом в нескольких петербургских музыкальных магазинах, я всерьез увлекался трип-хопом и имел доступ к не самым очевидным релизам, я накопил некоторые знания об артистах, которые, надеюсь, понравятся и вам.
Smoke City.
Это коллектив, который попробовал очень аккуратно смешивать в своем творчестве трип-хоп с элементами народной латино-американской музыки. Получились нежные, но атмосферные и слегка зловещие пульсации. С доминирующим женским вокалом и иногда мужским, поданым с некоторой южно-американской ленцой.
Главный хит - попсовая, но при этом не самая крутая их песня - Underwater Love.
Olive.
Лондонский коллектив, который, к сожалению оказался группой одного хита. А ведь в то время, когда из каждого утюга раздавалась их «You Are Not Alone», многим казалось, что вот они, появились наконец новые звёзды трип-хопа. Но выяснилось, что коллектив этот скорее продюсерский, просто ловко мутировавший под модный тогда стиль. Вот и наука молодым артистам. Делайте все для души, а не для популярности. Тогда, глядишь, дольше просуществуете. Хотя все равно, первый альбом у Olive получился и правда хороший.
Everything But The Girl.
Этот коллектив тоже нельзя назвать долгожителем. Но по другой причине. Слишком уж большие амбиции были у участников дуэта. Настолько большие, что в сольном плавании им оказалось комфортнее. Да, и к трип-хопу ребята, если честно, относились не как к музыкальной истине в последней инстанции, а как к полю для своих очередных экспериментов со звуком. Слушать или переслушивать в любом случае настоятельно рекомендую.
Ruby.
А вот это мои любимцы, при этом очень мало известные широким массам. Эти ребята вообще выросли из тусовки радикальной индустриальной музыки. И поэтому в их песнях очень слышно вот это совершенно неожиданное смешение грязного и тяжелого звука с нежными вибрациями трип-хопа. На мой взгляд, качает бесконечно.
Monk & Canatella
А вот эти товарищи - одни из представителей бристольского лэйбла Cup Of Tea, который для знатоков ассоциировался с самыми передовыми изысканиями в области трип-хопа. Сам стиль изначально родился именно в Бристоле. Но как это часто бывает, несколько удачливых артистов из этой тусовки заметили, и они стали суперзвездами (Massive Attack и компания), а все остальные трудяги просто продолжали делать свою музыку. Ничуть не менее качественную. А в силу того, что на них не было направлено пристальное внимание публики и от них не ждали бесконечных хитов, они могли вдоволь экспериментировать в своей нише. Согласитесь, это здорово. И это важно.
Вот такие пять коллективов. Разных. Интересных. Тонких. И не очень известных. Надеюсь, эта статья добавит им немого просмотров и прослушиваний. Хоть им в целом и все равно.