Найти тему
Татьяна Воронина

Что происходит, если ребёнок смотрит мультфильмы не по возрасту

Возрастной ценз для мультфильмов

Здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый в делах… Казалось бы, ему под стать и весёлые неугомонные насыщенные образами мультфильмы. Однако, чтобы мультфильм «был под стать», чтобы он принёс пользу ребёнку, необходимо соблюсти некоторые условия.

Надо помнить, что здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый пока только физически. Его высшие психические функции (ВПФ) сложно назвать активными и резвыми. Они ещё у дошкольника формируются. А усвоение, понимание и принятие мультфильма (и любого другого продукта социума) возможно только через высшие психические функции. Потому, чем меньше ребёнок, тем короче должна быть сказка, тем проще должна быть конструкция сказки, тем меньше там должно быть сюжетных линий, тем важнее для ребёнка наглядность. Потому даже супер-мультфильмы – любимцы всех поколений должны быть поданы ребёнку вовремя (не раньше и не позже).

Приведу в подтверждение этих слов цитату К.Д. Ушинского – замечательного русского педагога. Ушинский говорит о вреде преждевременного учения в целом. Эти слова справедливы и в отношении мультфильмов: «...Если вы начинаете учить ребёнка раньше, чем он созрел для учения, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесёте вреда вашему малышу. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определённый период времени и что наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую душевную пищу (!!!). Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями учения, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нём так укоренится, что надолго замедлит его успехи в учении...»

Что происходит, если ребёнок смотрит мультфильмы не по возрасту?

Как ребёнок обходит возрастное препятствие?

Детям категорически нельзя показывать мультфильмы не по возрасту. Но что происходит, если ребёнок всё-таки смотрит мультфильмы «не по возрасту»?

Если мультфильм слишком длинный, если сюжетных линий слишком много, если речь персонажей насыщена сложными оборотами и мудрёными словесами, то есть если мультфильм ребёнку не по возрасту (не по его возможностям усвоить его) – ребёнок будет поставлен перед выбором. Либо во всём этом копаться-разбираться (пытаться понять, усвоить), либо пустить процесс на самотёк и наслаждаться забавными картинками. Как вы думаете, какой выбор сделает ребёнок? И к бабке не надо ходить: нет у ребёнка никаких предпосылок для сознательного выбора «копаться-разбираться». Их нет в природе ребёнка, хотя бы, потому что волевая сфера у ребёнка в самом зачаточном состоянии. А ещё – рядом под боком возможность (соблазн) потребительского (не творческого) наслаждения.

Чем же это обернётся в будущем? Содержание продукта не будет принято, и ценности, которые автор пытался донести до зрителя, останутся за пределами понимания ребёнка. Ребёнок научится довольствоваться малым: развлекаться картинками. Таким образом, у ребёнка закрепляется навык довольствоваться малым, не вникая в главный посыл и суть произведения. Отсюда – проблемы в школе: ребёнок читает текст, но слова не рождают образы, ребёнок читает текст, но не видит и не понимает сути. Вот вам готовенький «человек-овощ».

Каким образом отфильтровать сказки по возрасту?

Есть различные списки сказок (и народных, и авторских) с учётом возраста, рекомендованных педагогами. Составить такие списки сможет любой родитель. На листах А4 напишите сверху: «2 года», «3 года», «4 года», «5 лет», «6 лет». Затем составьте опись имеющихся в вашем арсенале диафильмов, мультфильмов, книг со сказками и впишите их названия в листок под соответствующим возрастом. Понятно, что сказки о предательстве, о лени, о глупости и о прочих категориях того же толка вы не станете давать ребёнку 2-3-х лет. Двух-трёхлетнему ребёнку под силу сказки «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», но никак не «Царевна-лягушка», «Заяц-хвастун», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ниже даю список народных сказок с учётом возраста.

По этому ключу можно подбирать сказки-диафильмы и сказки-мультфильмы. Обратите внимание: рядом с названием сказки – указание, в чьей обработке рекомендуется читать детям сказку. Это важная информация, и эта тема достойна отдельной статьи. Скажу только, сторонитесь новоделов, особенно это касается модного тренда «Старые сказки на новый лад». За извращение народной сказки наказывать надо!

Вот слова К.Д. Ушинского о значении народной сказки в деле воспитания детей: «...Многие русские сказки идут, конечно, из глубины языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа. Но многие из них, по-видимому, переделаны народом или вновь составлены нарочито для детей. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса. Вот почему народная сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями…»

Списки сказок и былин по возрастам

Обязательно читайте детям русские народные сказки и былины!

Русские народные сказки в авторских обработках

2-3 года

Курочка ряба (обр. К. Ушинского); Репка (обр. К. Ушинского); Теремок (обр. М. Булатова); Колобок (обр. К. Ушинского); Волк и козлята (обр. А.Н. Толстого); Снегурушка и лиса (обр. М. Булатова); Кот, петух и лиса (обр. М. Боголюбской); Маша и медведь (обр. М. Булатова); Заюшкина избушка (обр. О. Капицы); Лисичка со скалочкой.

4 года

Смоляной бычок; Зимовье (обр. И. Соколова-Микитова); Гуси-лебеди (обр. М. Булатова); Жихарка (обр. И. Карнауховой); Бобовое зернышко (обр. А.Н. Толстого); Девочка Снегурочка (обр. В. Даля); Лиса и журавль (обр. А.Н. Толстого); У страха глаза велики (обр. М. Серовой); Привередница (обр. В. Даля); По щучьему велению (обр. А.Н. Толстого); Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка (обр. М. Булатова).

5 лет

Заяц-хвастун (обр. О. Капицы); Бабушка; внучка да курочка (обр. И. Карнауховой); Крылатый, мохнатый да масляный (обр. И. Карнауховой); Мороз, солнце да ветер; Лисичка-сестричка и серый волк (обр. М. Булатова); Сивка-бурка (обр. М. Булатова); Сестрица Аленушка и братец Иванушка (обр. М. Булатова); Лиса и кувшин (обр. О. Капицы); Хаврошечка (обр. А.Н. Толстого); Мальчик-с-пальчик (обр. А.Н. Толстого); Белая уточка (обр. А. Афанасьева); Волшебное кольцо (обр. А. Афанасьева); Липунюшка (обр. А.Н. Толстого); Иван Царевич и Серый волк (пересказ И. Карнауховой); Кузьма Скоробогатый (обр. А.Н. Толстого); Морозко (обр. М. Булатова).

6 лет

Царевна-лягушка (обр. М. Булатова); Семь Симеонов – семь работников (обр. И. Карнауховой); Снегурочка; пузырь; соломинка и лапоть; Мороз Иванович (обр. В. Одоевского); Петух да собака; Мужик и медведь; Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (обр. И. Карнауховой).

Сказки и былины

5-6 лет

Алёнушка и братец Иванушка; Баба-Яга; Волк и козлята; Волк и Лиса; Иван-царевич и серый волк; Каша из топора; Клад; Летучий корабль; Марья Моревна; Марья-Краса — долгая коса; Морозко; Не любо — не слушай; Ночь на Ивана Купалу; Пастушья дудочка; Петушок — золотой гребешок и жерновцы; По щучьему велению; Пойди туда — не знаю куда; принеси то — не знаю что; Птичий язык; Разбойники; Семь Симеонов; Серебрянное блюдечко и наливное яблочко; Сивка-бурка; Сказка о молодильных яблоках и живой воде; Снегурочка; Финист — ясный сокол; Хаврошечка; Царевна-змея; Царевна-лягушка.

6 - 7 л.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич; Бухтан Бухтанович; Василий Буслаевич; Вольга Святославич; Добрыня Никитич; Елена Премудрая; Женитьба Алёши Поповича на Настасье Микуличне; Застава богатырская и встреча Ильи Муромца с Чудином; Иван — крестьянский сын и чудо-юдо; Иван-царевич и серый волк; Илья Муромец; Илья Муромец и Идолище поганое; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец под Черниговом; Кощей Бессмертный; Кузьма Cкоробогатый; Никита Кожемяка; Садко, богатый гость; Святогор; Соловей Будимирович; Ставр Годинович; Три поездки Ильи Муромца.

Иногда встречаются в списках повторы. Это не опечатки. Полезно время от времени возвращаться к повторному чтению сказок. Ребёнок растёт и его понимание мира меняется, потому воззрение на «старые» сказки тоже может измениться.

***

Все статьи этой серии:

***

Мультфильмы 50-80-х годов. Простое визуальное сравнение

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/multfilmy-5080h-godov-prostoe-vizualnoe-sravnenie-5ee4d4bc58e89267a97ab9ac

***

Что будет, если смотреть мультфильмы целыми днями?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chto-budet-esli-smotret-multfilmy-celymi-dniami-5ee4da86d2a345208ad109fa

***

Что происходит, если ребёнок смотрит мультфильмы не по возрасту

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chto-proishodit-esli-rebenok-smotrit-multfilmy-ne-po-vozrastu-5ee4df4e2802463bcd51005f

***

Чем диафильм отличается от мультфильма?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chem-diafilm-otlichaetsia-ot-multfilma-5ef3149ebe6166623ba04436

***

Почему были так популярны диафильмы?

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/pochemu-byli-tak-populiarny-diafilmy-5ef315549d150c1cf7102837

***

Читаем по ролям диафильмы и сказки

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/chitaem-po-roliam-diafilmy-i-skazki-5ef3163e216e6d041aae5f6e

***

Диафильм «Хомяк-молчун». Слушаем историю и читаем по ролям

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee0a987b72a616ce0c65b48/diafilm-homiakmolchun-slushaem-istoriiu-i-chitaem-po-roliam-5ef3193e06d4bf0baebe9f63