Сегодня бизнес нельзя представить без товарного знака – обозначения, при виде которого у покупателей возникают ассоциации с тем или иным продуктом или фирмой. Чем он известнее, тем к нему больше доверия. Под товарным знаком понимается словесное, графическое, объемное или комбинированное обозначение. Тот, кто создал его, без регистрации не может считаться его полноправным владельцем. Первоочередная задача – зарегистрировать товарный знак. В России регистрационными мероприятиями занимается Роспатент. Он выдает свидетельство, а этот документ, в свою очередь, показывает, что интеллектуальная собственность поставлена под охрану государства.
Если у лица есть исключительное право на товарный знак, третьи лица не могут его использовать для коммерческих целей без разрешения владельца. В противном случае нарушителей ждет административная и даже уголовная ответственность. Отметим, что процедуру регистрации в Роспатенте могут пройти только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Товарный знак как маркетинговая категория, предназначенная для получения прибыли, не может быть собственностью физического лица.
Регистрация товарного знака полна нюансов. Если даже подготовлены все документы, соблюдены все условия, нет гарантии, что регистрирующий орган откажет в регистрации. Одной из причин отказа – некорректно составление описание товарного знака.
На каком этапе понадобится описание товарного знака?
Чтобы запустить процедуру регистрации, подают заявку в Роспатент. Составляется она по форме, установленной Роспатентом соответствующим приказом. Документ содержать следующие блоки:
- Заявительная часть.
- Сведения о заявителе (юридическом лице или ИП), его местонахождении.
- Изображение ТЗ и его описание.
- Список товаров, которые будут им обозначаться.
Описание товарного знака включают в заявление. Если оно слишком большое, то его стоит оформить отдельным документом и приложить к заявлению. Хорошо, если регистрация осуществляется при поддержке патентных поверенных. Они учитывают каждый нюанс при подаче заявки и берут на себя все хлопоты по оформлению заявительной и описательной частей.
Как правильно составить описание
Под описанием товарного знака понимается перечисление характеристик объекта интеллектуальной собственности, которые раскрывают его форму, состав и значение. Описание должно включать сведения:
- О виде ТЗ (словесное, объемное, графическое, звуковое и т.д.).
- О составляющих элементах.
- О смысловом значении.
Поговорим о структуре блока «Описание заявляемого обозначения». Описательный блок состоит из нескольких полей.
Основная описательная часть рядом с изображением знака
У каждого вида товарного знака должно быть свое специфичное описание. Так, в качестве ТЗ не всегда берутся словесные обозначения с известным значением. ТЗ может существовать в виде аббревиатуры, вымышленного слова, устаревшего слова, иностранного слова. Задача заявителя – указать способ образования словесного обозначения, его правильное произношение значение.
При регистрации ТЗ в виде изобразительного обозначения указывается, что обозначает каждый элемент; что символизирует знак (для абстрактных обозначений) и т.д.
Создание описание – кропотливая работа. Именно оно указывает на графическую и смысловую уникальность объекта интеллектуальной собственности. Работу над составлением описания следует начинают задолго для подачи заявки. Часто прорабатывают и обговаривают ее с дизайнером.
При составлении описания помните следующие моменты:
- Оно пишется на русском языке.
- Нет стандартного шаблона написания – материал подается в зависимости от особенностей уникального обозначения.
- Описательная часть не должна расходиться с изображением заявляемого обозначения.
Практика показывает, что больше всего ошибок заявители допускают в описании. Клиенты патентных поверенных часто задаются вопросом о том, можно ли не заполнять блок с описанием. Эксперты уверены, что его можно не заполнять – отсутствие описания не может быть причиной для отказа в регистрации.
Цвет или цветовое значение
В описании заявляемого обозначения указывается его цвет или сочетание цветов. Если цветов несколько, то они перечисляются все, и важно, чтобы они не расходились с цветами на изображении. В противном случае регистрирующий орган может сделать запрос на экспертизу. «Лишние» мероприятия увеличивают срок рассмотрения заявки и отодвигают регистрацию на более поздний срок. Нередко именно благодаря цвету элементов товарный знак приобретает различительную способность. В этой ситуации недостаточно называть общепринятые названия цветов: синий, зеленый, желтый и т.д. Необходимо использоваться международные коды. Отметим, что Роспатент отдает предпочтение Panton – американской систематизированной система подбора цветов.
Указание на вид знака
Сложности в описании товарных знаков возникают по причине их видового разнообразия.
Пример описания словесного обозначения
Словесные обозначения признаны самыми распространенными. В ситуации с ними товарный знак представляет собой слово (слоги, фразы, целые предложения) с оригинальным шрифтом, размерами, дополненное иногда визуальными эффектами. Популярность словесных обозначений объясняется тем, что они не искажают восприятие потребителя. Примеры словесных товарных знаков: Pepsi, Лесная полянка, Моя семья и др.
Пример описания изобразительного обозначения
Изобразительные обозначения лишены слов, но суть продукта в них передается через графические объекты разной формы. К изобразительным относят и обозначения типа «название + графический элемент». Примеры: изображения на товарах брендов «Адидас», графические изображения марок автомобилей, надкусанное яблоко у Apple и т.д.
Пример описания звукового обозначения
Звуковое обозначение. Встречается реже двух предыдущих видов. Нередко его используют, когда продукт рекламирую на радио, телевидении, создают имиджевые ролики. Примерами известных товарных знаков, для которых важно звуковое сопровождение, можно назвать «Европа Плюс», «Время», Zippo (щелчок зажигалки) и т.д.
Пример описания комбинированного обозначения
Комбинированный товарный знак. Сочетает в себе изобразительные, словесные, иногда – звуковое обозначение. Достаточно представить бренды «Сбербанк», «Газпром» и сразу становится ясно, как выглядят комбинированные знаки.
Реже встречаются обонятельные товарные знаки. Их практически не регистрируют, так как сложно идентифицировать тот или товар, услугу с запахом. Примеры (свойственны зарубежным странам): запах свежескошенной травы – товарный знак для теннисных мячей (в Европе), запах лимонной травы – товарный знак для услуг спа-салонов (в Австралии) и др.
Неохраняемые элементы
В обозначении могут быть неохраняемые элементы – структурные части, которые не являются уникальными, не помогают выделить продукт из ряда других. Правовая охрана не распространяется на эти элементы. Если они есть в заявляемом обозначении, на них нужно указать.
Примерами неохраняемых элементов признаются:
- Слова, указывающие на товар, услугу (например, чай, малосоленая сельдь и др.).
- Общепринятые обозначения, которые имеют отношение к статусу, организационно-правовой форме заявителя (ООО, НПП и др.).
- Слова, указывающие на предназначение (например, для детей).
- Описательные термины (лимонный, органический и т.п.).
В документах, регулирующих регистрацию товарных знаков, перечислено более десятка видов неохраняемых элементов. Заявителям, которые впервые сталкиваются с процедурой регистрации, сложно в них ориентироваться. Если возникают сложности, стоит обратиться к специалистам в этой области.
Основная задача заявителя при описании неохраняемых элементов – показать, что они занимают второстепенное (не доминирующее) положение в товарном знаке. Если у Роспатента есть сомнения в этом, то он делает запрос на экспертизу. При экспертной проверке учитываются моменты, которые призваны подтвердить/опровергнуть не доминирующее положение: роль всех элементов, их размеры, пространственное положение и др.
Описать товарный знак: самостоятельно или доверить специалистам?
Составление заявки в Роспатент частично или полностью можно дилегировать профильным специалистам. У них большой опыт в трактовке всех видов обозначений. Им известны способы образования знаков, их значение. Перед тем как начать составлять описание, они детально изучают объект интеллектуальной собственности, уточняют символику, скрытые смыслы. Результат их работы – логичная, доскональная трактовка товарного знака:
- Для иностранных слов, написанных, например, латиницей специалисты приводят транслитерацию.
- Для абстрактных изобразительных обозначений – указывают смысл.
- Для световых, звуковых обозначений – приводят характеристики звуковых или световых волн, длительность звучания, нотную запись и т.д.
- Для словесных обозначений, значение которых потребитель не сможет уловить, - указывают способы обозначения, например, ВТБ – аббревиатура от слов «Внешний Торговый Банк», и т.д.
Каждый пункт в заявке на регистрацию должен заполняться согласно требованиям. Иначе Роспатент может признать заявку отозванной. Практика показывает, что наличие ошибок в бланке заявления – это не повод отзывать документ. Если они есть, регистрирующий орган попросит предоставить дополнительные материалы. Это грозит растягиванием сроков регистрации. Роспатент запрашивает дополнительные материалы в следующей ситуации:
- Описание и другие материалы не отражают всех особенностей обозначения.
- Прикреплены не все документы.
- Перечень товаров признан неточным.
- Не соблюдены требования к заполнению заявки.
Такие непредвиденные случаи «тормозят» регистрацию, что может негативно отразиться на всем бизнесе. Один из рисков – использование еще незарегистрированного знака третьими лицами. Поскольку ТЗ еще не поставлен под охрану, труднее будет доказать факт нарушения и возместить причиненный ущерб.
Критерии охраноспособности и важности грамотного описания товарного знака
<p>выводы об охраноспособности товарных знаков.
Под охраноспособностью понимается комплекс характеристик объекта интеллектуальной собственности, которые позволяют его зарегистрировать как уникальный товарный знак.
Охраноспособными признаются товарные знаки с явными отличительными чертами, которые указывают на оригинальность и привлекают внимание. ТЗ не будет зарегистрирован, если у него нет различительной способности. Перечислим виды обозначений, которые не предполагают фантазийность, уникальность. Это отдельные буквы или цифры, линии и фигуры, не объединенные в единую композицию; общепринятые наименования; трехмерные объекты, указывающие на функцию продукта и т.д.
Почему стоит обратиться к профессионалам?
Заполнение заявительной и описательной части заявки – непростая процедура. Она не сводится к элементарному внесению данных. Важно заполнить заявку грамотно, чтобы заявляемое обозначение прошло проверку и было зарегистрировано Роспатентом. Патентные поверенные имеют большой опыт в подготовке заявок. Документы проходят с первого раза. Исключено затягивание сроков регистрации, запросы на экспертизу и отзыв заявки.
Для получения консультации по грамотному составлению описания ТЗ позвоните нашим патентным поверенным. Они готовы помочь как на отдельном этапе регистрации (например, при составлении и подаче заявки в Роспатент), так и готовы оказать комплексные услуги по сопровождению регистрацию товарного знака.