Найти в Дзене
Слово о душе

Как мы запрещаем ребенку чувствовать?

Оглавление

"Амаличка Аркадьевна, почему, почему люди так жили, так тонко чувствовали? Почему они теперь ничего не чувствуют?" - плакала в объятиях гувернантки 12-летняя героиня доброго и наивного новогоднего фильма «Бедная Саша».

У многих людей действительно есть проблемы с осознанием и выражение своих чувств. Одна из причин этого – родительские установки.

  • Какие установки получают дети?
  • Как тебе не стыдно бояться? Ты уже такой большой, а боишься. Мальчики не должны быть трусами. Ничего там такого страшного нет.
  • Как тебе не стыдно злиться на маму/папу/бабушку? Ты не должен злиться на дедушку – он старше тебя. Ты не должен злиться на брата/сестру – он/она младше тебя.
  • Неприлично оставлять еду на тарелке. Неприлично смеяться в автобусе. Неприлично плакать при всех. Неприлично говорить, что хочешь в туалет.
  • Не сахарный – не растаешь. Не выдумывай, не хочешь ты пить. Я говорила, сходи в туалет дома, а теперь терпи. Мне тоже холодно, я же не жалуюсь.
  • Я тоже много чего хочу.

Что означают эти установки в понимании детей?

  • Ты не имеешь права на страх.
  • Ты не имеешь права на злость и другие сильные отрицательные эмоции.
  • Ты не имеешь права чего-то хотеть и чего-то не хотеть.

Иными словами, все эти установки сливаются в одну «не чувствуй».

  • Воспитанные с этими установками дети не умеют бороться со страхами и вынуждены жить с ними, стыдиться их и пребывать в постоянном нервном напряжении.
  • Они не могут высказать свое недовольство, обиду, гнев, замалчивают их, держат внутри себя, а потом либо «взрываются», либо начинают болеть различными психосоматическими заболеваниями.
  • Эти дети рискуют стать жертвами педофилов и садистов – она не могут отказать незнакомцу пойти с ним куда-то, не посмеют кричать и звать на помощь, не рискнут ударить, оттолкнуть его, иными способами дать отпор.
  • Они в будущем могут иметь проблемы с лишним весом, так как будут доедать все до крошки, есть даже невкусно или некачественно приготовленное блюдо, не посмеют сказать в гостях, что им нельзя употреблять определенную пищу.
  • Из них часто вырастают трудоголики, которые при температуре под 40 плетутся на работу (нельзя подводить других), не ходят лишний раз в туалет (нельзя отвлекаться), терпят, когда на них наваливают дополнительные задания за ту же зарплату (уставать тоже нельзя, а отдых – это баловство).

Если ребенок получает запрет на проявление эмоционального фона (обычно, самые сильные детские эмоции – страх и злостью/гнев), он учится маскировать их, становится скрытым и учится обманывать. Как следствие, ребенок растет в дисгармонии. Такие дети тщательно прячут злость на взрослых или членов семьи, но находят, на ком ее выместить из числа «незапрещенных» объектов – других детей, инвалидов, животных. Также дети могут вымещать зло на самих себе, нанося себе увечья и повреждения.

Если ребенок получает запрет на проявление физических потребностей, то он рискует в будущем потерять ощущение собственной телесности, разучиться воспринимать его сигналы. Выросшие взрослые не обращают внимания на симптомы болезней, на недомогания, на влияние неблагоприятных факторов. При этом они не чувствует себя в безопасности и склонны к травматизму, приобретению устойчивых вредных привычек.

Почему родители дают такие установки?

  • Самая главная причина – это незнание. Родитель не знает, что ему делать в конкретной ситуации. Тогда он пользуется тем, что он большой, а ребенок маленький, и пытается задавить слабый детский протест угрозой или авторитетом.
  • Вторая причина – вечная спешка. Взрослые привыкают спешить даже тогда, когда это не нужно. Они подгоняют детей, обрывают их на полуслове, отрывают от созерцания чего-либо и вновь задавливают поднимающееся сопротивление.
  • Третья причина – неумение реагировать на собственные эмоции и чувства и подсознательный страх столкнуться с ними вблизи. Наверняка в их собственном детстве они испытывали давление со стороны родителей и выросли с установкой «не чувствуй». И, видя в своем ребенке умеющего чувствовать человека, они ужасаются или впадают в ступор, ведь у них нет собственного опыта по переживанию чувств и эмоций.

Слова родителей имеют огромное витальное значение для детей. Они обладают большой силой, благодаря чему влияют на жизнь ребенка. Родительские слова могут как направить и поддержать ребенка, так и унизить и сбить его в пути.

Что важно знать родителя?

  • Эмоции и чувства нормальны. Они заложены в нас природой. Испытывать их совершенно нормально.
  • Отрицательные эмоции также нормальны. Ребенку важно подсказать, как выражать их, но не запрещать их проявление. Умеющий справляться со своими эмоциями человек сможет в будущем выстраивать линию поведения в сложных ситуациях,
  • Тот, кто умеет испытывать «плохие» чувства, то умеет испытывать и «хорошие» тоже. Тот, кому запрещалось проявлять негативные чувства и эмоции, не научается проявлять позитивные.