Хотим мы этого или нет, но во продажи обычного розничного магазина уже сейчас довольно сильно зависят от его присутствия в интернете. Так, для любого, даже самого маленького магазина, минимальным требованием для успешного развития является присутствие на Яндекс.Картах, в Google Maps и 2GIS. Это необходимо для того, чтобы пользователи могли находить вас, когда им нужны товары вашей категории.
Например, у меня небольшой магазин подарков в Москве и согласно данным Яндекса, только с середины мая по середину июня 2020 года товары моей категории искали 7 779 раз в радиусе 5 км от магазина. И это в период самоизоляции. В обычные месяцы эта цифра раза в 3 больше. К сожалению, в статистике не видно, сколько раз показывалась карточка моего магазина в поиске, но, поверьте, показывалась она часто.
А ниже статистика по показам карточки моего магазина в приложении 2GIS. И это опять же люди, которые находятся недалеко от моего магазина, а не на другом конце Москвы. Как видно, даже несмотря на то, что в апреле и мае мы сидели на карантине и магазин не работал, магазины подарков всё равно искали. И статистика за февраль-март тоже очень радует. И опрос покупателей тоже показывает, что немало из них приходят к нам после того, как нашли нас на картах Яндекса, Google и 2GIS.
Для чего я показываю эту статистику? Для того, чтобы показать, что даже розничные магазины клиенты активно ищут через интернет. Теперь перейдём к главной теме:
Зачем розничному магазину контакты клиентов
Я сейчас напишу громкую фразу, но это правда: 20% постоянных клиентов генерирует 80% прибыли бизнеса. Когда у вас есть контактные данные ваших клиентов (достаточно знать e-mail и номер мобильного телефона), вы можете:
- Делать по ним e-mail и смс рассылки, напоминая про свой магазин, сообщая о новинках и так далее. Если у вас небольшая база клиентов, e-mail рассылки вы можете делать с вашей обычной почты. Когда база большая, можно воспользоваться услугами сервисов рассылки писем типа Unisender и Sendpulse - они недорогие, а у Sendpulse есть и бесплатный тариф. Чтобы рассылать cмски, можно воспользоваться сервисами от МТС, Билайн и Мегафон - они и похожую аудиторию подберут, чтобы расширить базу;
- Запускать по ним рекламу в социальных сетях, Яндекс.Директ и Google Ads. Для этого нужно базу адресов или телефонов загрузить в рекламную систему и использовать эту аудиторию для показа рекламы. Так как это будут пользователи, которые уже знают про ваш магазин, им лучше показывать рекламу с предложениями новых товаров, скидок и распродаж;
- Создавать похожие аудитории для расширения показов рекламы. Похожая аудитория - это база пользователей внутри рекламной системы, которая формируется на основе данных об уже имеющихся пользователях. Например, похожие аудитории можно создавать в рекламных кабинетах ВКонтакте, Facebook, Google Ads. Работает это так: вы добавляете e-mail адреса ваших клиентов в рекламные кабинет, система находит, кто по этим адресам зарегистрирован в социальной сети или на сайте (в случае с Google), анализирует характеристики и поведение этих пользователей (пол, возраст, место проживания, интересы и так далее), формирует из них группы, объединенные общими характеристиками и ищет других пользователей, которых нет в вашей базе, но кто обладает схожими характеристиками, и показывает рекламу в том числе и этим пользователям. Так, базу из 1000 e-mail адресов за счёт похожих аудиторий можно расширить до 30 000. Правда, не надейтесь, что рекламная система позволит вам скачать эти e-mail адреса - в вживую вы их никогда не увидите, но похожими аудиториями внутри системы сможете пользоваться свободно;
- Использовать базу клиентов и похожих аудиторий для привлечения подписчиков в ваши группы в социальных сетях.
Также хочу обратить ваше внимание, что когда началась самоизоляция по коронавирусу, быстрее всех наладили продажи в интернете те, у кого была своя база клиентов.
Как собирать контакты клиентов
Когда мы только открыли свой первый магазин, то первые шесть месяцев раз в две недели устраивали розыгрыши товаров и самодельных подарочных сертификатов. Происходило это так: на принтере мы печатали листы с небольшими анкетами (анкеты размером с визитку, мы их нарезали ножницами), куда клиент мог вписать своё имя, e-mail и телефон. При покупке мы предлагали клиентам заполнить анкету и опустить её в прозрачную стеклянную вазу к таким же анкетам (вазу купили недорого в IKEA). И потом, в день розыгрыша, перемешивали все собранные анкеты и доставали из вазы анкету победителя - всё это снимали на видео и видео потом публиковали у себя в социальных сетях. Далее созванивались с победителем, приглашали в магазин, вручали подарок или сертификат, делали пару фотографий победителя с подарком и тоже публиковали у себя. После того, как у нас набралась достаточная база контактов покупателей, мы уже стали создавать похожие аудитории и запускать по ним рекламу.
Также чуть позже, когда у нас хорошо заработал сайт магазина (он работает больше как витрина, чем полноценный интернет-магазин), мы разместили на нём форму подписки на новости, куда клиенту также достаточно внести адрес своей электронной почты и имя. Так мы формируем базу клиентов сейчас и устраиваем по ним e-mail рассылки и запускаем рекламу.
Это те способы, которыми пользуемся мы. Вы же можете использовать любые другие. Например, запустить небольшую программу лояльности, для участия в которой покупателю также нужно будет оставить свои контактные данные. Главное, чтобы покупатель получал какую-то выгоду от того, что он оставил вам свои контакты.
Итог
Контактные данные клиентов можно использовать для рекламы своей торговой точки и в перспективе для развития интернет-продаж. А собирать данные клиентов не сложно - главное, предложить им какую-то выгоду в обмен на их контактные данные.