Сегодня я предлагаю обсудить знаменитую притчу Иисуса Христа, которая иллюстрирует вопрос посмертной участи двоих совершенно разных людей. Вот она:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
(Евангелие от Луки, глава 16)
А был ли мальчик?
Существует мнение, будто в притче Иисус описывает реальных персонажей: мол, он неспроста называет Лазаря по имени.
Я не знаю, были ли такие люди на самом деле. Но полагаю, что эта притча была призвана чему-то научить, и для извлечения урока из нее нам следует воспринимать ее как описание реальных событий.
Что же можно извлечь из этой истории? Мы видим рассказ о двоих людях — богатом и нищем. Они оба умерли, но на этом их бытие не закончилось. Богатый оказался охвачен адским пламенем, в то время как Лазарь спокойно лежал на груди у Авраама, предка всех израильтян.
Но чем провинился богач, что его постигла столь незавидная участь? Рассмотрим несколько версий.
Версия №1: богач прожил жизнь счастливо, а теперь страдает за это
В пользу этой версии говорят слова Авраама:
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
После прочтения этих слов может сложиться впечатление, будто вся вселенная насквозь пронизана каким-то универсальным законом справедливости, из-за которого счастливые непременно страдают, а замученные непременно счастливы.
Когда человек верит в такое, его переполняет страх перед счастливой жизнью. Он ищет какие-то способы самоистязания, чтобы причинить себе боль и страдания. Совершает массу самовольных «подвигов» вроде изнуряющих духовных практик. И всё это ради надежды на утешение в будущем.
Более того, такой человек из любви к окружающим может пожелать «спасения» и для них. А как это сделать? Конечно, издеваясь над ними! Ограничивая их, запрещая им радоваться жизни. Нельзя вкусно кушать, нельзя опрятно одеваться, нельзя спать на мягком, нельзя, нельзя, нельзя! В ад захотел? Нельзя!
Таким образом, из любви к людям верующий человек становится для них злодеем и деспотом. Ужасным фанатиком, начисто отбивающим у окружающих какой-либо интерес к познанию Бога.
Помню, как мы с христианской молодежью жарили сосиски на костре. К нам на велосипеде подъехал один очень эмоциональный религиозный мужичок, замученный ненавистью ко всем. Посмотрел искоса и говорит: «Ааа, опять упиваетесь своими удовольствиями!» И потом верещал как резаный (он часто так делает). Он в принципе и сам не против угоститься чем-то хорошим время от времени, но другим в этом праве отказывает: мол, они и без того счастливы.
Справедлива ли такая версия, будто за личное счастье человек непременно заплатит адскими муками? Об этом я напишу ниже.
Насчет слов Авраама могу отметить лишь одно: этими словами Авраам аргументировал свой отказ богачу в благодеянии. Мол, это Лазарю нужно утешение после всего пережитого, а ты и так жил припеваючи, куда тебе еще? Даже если бы Авраам согласился, Лазарь всё равно не переступил бы пропасть между ними (Лука 16:26).
Но в пламени богач оказался вовсе не по воле Авраама.
Версия №2: богач страдает за то, что был богат
Тему богатства я уже затрагивал в предыдущих статьях — про маммону и про верблюдов. Только про богача и Лазаря еще не писал.
Казалось бы, соответствие налицо: богатый мучается, а нищий утешается. Какие еще нужны доказательства?
Но здесь следует отметить, что в повествовании участвуют не два, а три персонажа: безымянный богач, Лазарь и Авраам. При этом страдает только богач, а Авраам и Лазарь спокойно пребывают по другую сторону пропасти.
Что же нам известно об Аврааме? Во-первых, Бог дал ему новое имя:
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
(Бытие, глава 17)
Во-вторых, до этого переименования он вовсе не бедствовал:
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,
4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
(Бытие, глава 13)
Что это? Богатейший человек в древнем мире не может разместить свое имущество на просторной территории. И этот же человек, фигурируя в притче Иисуса, внезапно оказывается не в огне вместе с богачом, но в покое — рядом с нищим Лазарем.
Так в богатстве ли проблема? Или в чём-то другом?
Версия №3: богач страдает из-за своих грехов
О жизни богача из притчи нам почти ничего не известно, кроме того, что он был богат, жил хорошо и не оказал милости умирающему Лазарю, лежавшему совсем рядом.
Однако в повествовании помимо богача, Лазаря и Авраама упоминаются еще пять человек — братья богача. И богач желает их спасти от той участи, которая постигла его самого:
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Допустим, воскресший Лазарь мог прийти к братьям богача и сказать:
«Не будьте такими счастливыми, а то будете гореть, как ваш покойный брат».
Или так: «Не будьте богатыми, а то плохо закончите».
Но что, по мнению Авраама, могло действительно уберечь их от «этого места мучения»?
29 Авраам сказал ему:
у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
А теперь давайте вспомним, чему учили Моисей и пророки.
- Был ли в их учениях и пророчествах призыв к мучению и самоистязанию? Не помню такого.
- Были ли призывы к нищете или бедности? Тоже не видел.
Напомните, если я что-то пропустил.
Моисей и пророки сообщали народу Израиля Божью волю, напоминали Его заповеди, тщательно вбивали их словом в головы людей, как гвозди.
Слушаясь слов Моисея и пророков, пятеро ребят могли жить праведно и избежать той пагубной участи, которая постигла их покойного брата.
Среди прочего в книге Второзаконие (пятой книге «Пятикнижия Моисея») есть такие слова:
7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,
8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;
...
10 дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками;
11 ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.
(Второзаконие, глава 15)
В чём нуждался Лазарь?
1. Он был голоден, хотел есть:
«желал напитаться крошками, падающими со стола богача».
2. Он был изранен, нуждался в медицинской помощи:
«лежал у ворот его в струпьях»
(варианты перевода: рана, язва, нарыв, струп).
3. Похоже, он даже не мог отогнать от себя собак:
«и псы, приходя, лизали струпья его».
Оказал ли ему богач хоть какую-нибудь милость?
В притче я этого не нахожу.
Не в этом ли дело?
Предупреждение Иисуса Христа
Напоследок хочу напомнить вам аналогичную мысль, которую изрек сам Иисус:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
(Евангелие от Матфея, глава 25)
Вот что ждет «овец»:
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
...
40 ...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
(там же)
А вот участь «козлов» — в том числе и богача из притчи:
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
...
45 ...так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
(там же)
Заключение
Исходя из вышеизложенного, я склоняюсь к третьей версии: богач плохо кончил не из-за своего счастья и не из-за своего богатства, но из-за своих грехов. В частности, он не проявил ни капли любви к своему ближнему, отчаянно нуждающемуся в поддержке. Это было неугодно Богу, и случилось то, что случилось: богач оказался в числе «козлов».
Давайте же возьмем пример с «овец» и подумаем, какую любовь и милость мы можем оказать другим людям в нашей жизни, если действительно захотим этого. Для Божьей славы.
Если у вас есть своя версия или иные конструктивные мысли, буду рад вашим комментариям.