Обесценивание ручной работы - просто бич мастеров. У каждого найдётся история не только про клиентов, которые не понимают, за что они платят "такие деньги" (хотя, стоимость как правило в десятки раз ниже, чем в других странах), но и о родственниках и друзьях, считающих ручную работу не более чем хобби.
К сожалению, у всего этого есть логическое историческое объяснение.
Ещё какую-то сотню лет назад в нашей стране было невозможно найти женщину, которая бы не занималась рукоделием. Не богатые сами пряли, ткали и шили. Состоятельные чаще занимались вышивкой. Моя бабушка, выросшая в деревне, умела всё это и ещё вязать.
В послевоенное время, когда торговое сообщение с другими странами было тоньше швейной нити, советские женщины были вынуждены шить и вязать себе сами, если хотели как-то выделиться. В поколении моей мамы было уже не так много тех, кто это умел, примерно каждая третья, но в школах были уроки труда, где девочек учили управляться с ниткой-иголкой-лекалом и спицами. До 90-х, когда на постсоветское пространство хлынули товары из Америки и Турции, вещи сделанные мамой, тётей, или бабушкой были у каждого. А ведь ценится только тот ресурс, которого мало.
В моём поколении (от 30 до 40), людей, способных делать что-то своими руками уже 1 к 50-и. Да, уроки труда у нас тоже были, но не смотря на мой 22-х летний стаж вязания крючком и бисероплетения, из них я мало чему научилась. Разве что тому, что стандартные лекала одежды мне не подходят, слишком высокая))) Вязать я училась на курсах, плести из бисера - из журналов для девочек. А шить на допотопной машинке с ручным управлением как не умела, так и не научилась. Среди сокурсников худ-графа я знала только одну девушку, которая умела плести из бисера и 3-х шьющих. А позже, встретила всего одну, которая занималась украшениями из медной проволоки.
Даже моя подруга детства, которая и привела меня на курсы вязания, уже давно не способна связать элементарную салфетку. И пинетки её детям вязала уже я.
Но те воспоминания, где наши бабушки и мамы делали всё сами, очень прочно засели в восприятии мира. И люди не задумываются, что чтобы освоить хотя бы одно ремесло, нужны годы и десятки тысяч часов практики, чтобы иметь право называться мастером.
Вот так и получилось, что в постсоветском пространстве не ценится ручная работа. Хотя, всё самое лучшее и дорогое во всём мире сделано исключительно в ручную. Грустно, да. Но не безнадёжно. Творческих людей не становится меньше, просто они всё чаще уходят в современные технологии (это я о компьютерной графике), а мастера ручной работы встречаются всё реже. Яркий тому пример: когда в фирме, где я работала, искали ателье для пошива рабочей формы, менеджер, которая этим занималась, пожаловалась, что за 10 лет таких заказов она обошла уже все пошивочные в нашем городе, и везде одни и те же лица, кочующие от одного нанимателя, к другому.
Так что, дорогие мастера, лет через 20-30 нас наконец-то начнут ценить! И заносить в красную книгу.