Найти тему
Иван Федоров

Главный секрет победы на хакатонах

Оглавление

Хакатон — это некий марафон для программистов и всех, кто каким-либо образом относится к IT-отрасли. В рамках хакатонов, как правило, требуется за относительно короткий промежуток времени решить поставленную организаторами задачу. Сразу нужно отметить, что форматов проведения хакатонов очень много: оффлайн-хакатоны, онлайн-хакатоны, двух- или трехдневные хакатоны, длительные хакатоны с несколькими этапами проработки решений и многие другие. Для каждого формата хакатона можно выделить ряд лайфхаков, которые могут привести команду к победе, но есть один универсальный, который работает абсолютно на всех хакатонах — 30-40% времени нужно тратить на общение с экспертами и представителями компании-организатора хакатона.

Почему так? Разберем этот лайфхак на конкретных примерах моей команды.

1. VK Hack 2018 — первое место в треке "Культура"

Организовывал хакатон "ВКонтакте", при этом все действие проходило в здании Главного Штаба музея Эрмитаж. Эрмитаж, в свою очередь, также был партнером хакатона и в рамках трека "Культура" был представлял свой кейс для решения. Также, в рамках трека "Культура" был еще один представитель (Московская филармония), но так как хакатон проходил на территории Эрмитажа, мы с командой подумали, что лучше разработаем решение для них (и не ошиблись).

Первый день мы потратили на уточнение задачи, изначально она звучала как "Разработка системы навигации для сотрудников и посетителей по зданиям музея". Выловив представителей трека, мы задали ряд вопросов, который выявил еще ряд проблем, таких как сложность учета работы сотрудников, неудобная обратная связь от посетителей, сложность отслеживания местонахождения экспонатов (доступен ли он для просмотра в зале или находится на выставке) и т. д. Таким образом, мы решили предложить help-desk систему для сотрудников музея и VK App для посетителей, с возможностью оставить отзыв.

Второй день мы активно разрабатывали продукт, но после разработки каждой новой фичи мы опять же разговаривали с экспертами с целью услышать замечания/пожелания по тому, каким образом должна работать и как должна выглядеть та или иная фича. Это помогло нам сделать продукт максимально приближенным к тому, что в конечном итоге хотело получить жюри.

Третий день мы потратили на доработку багов и подготовку презентации. Было два этапа: питч перед представителями трека для определения финалистов и общий питч перед жюри для выявления победителей. Мы с легкостью прошли в финал, а потом презентовали решения перед общим жюри, расставим акценты на тщательной проработке решения вместе с экспертами, а также показав livedemo. В итоге, наш проект набрал больше всех баллов в треке и мы взяли приз:)

Первое место в треке "Культура"
Первое место в треке "Культура"

2. Online-хакатон Serial Hacking 2018 October

Данный хакатон был организован компанией "Cryptobazar", а партнерами выступали зарубежные компании, занимающиеся разработкой в области блокчейн. Формат хакатона тоже был своеобразный: давался месяц на разработку проектов (в формате онлайн) , после чего решения оценивались представителями кейса и определялись финалисты. В финале участники защищали проекты перед всеми представителями жюри в очном формате.

Несмотря на то, что хакатон проводился в онлайн-формате, организаторы предоставили возможность общаться в представителями от каждого трека. Мы выбрали трек от компании "NuCypher". В свою очередь, в треке можно было выбрать несколько задач и можно было выбрать только одну для решения. Для начала мы через дискорд вышли на связь с представителями кейса и выяснили какая из поставленных задач наиболее приоритетна. Получив ответ, мы начали прорабатывать решение. У нас была пара недель на разработку, поэтому в результате ожидалось получить реально работающий MVP без заглушек. Задача подразумевала использование библиотек и инструментария заказчика, поэтому в течение всех двух недель мы ежедневно общались в дискорде с целью уточнения работы той или иной функции библиотеки, а также их системы в целом. Таким образом, нам удалось хорошо проработать архитектуру решения и техническую составляющую, что, в конечном итоге, оценили представители кейса при отборе финалистов.

На очной защите мы проработали презентацию, расставляя акценты на качественной технической реализации, и в итоге заняли первое место в треке и в общем зачете, что обеспечило нам путевку в гранд-финал хакатона, который проводился в 2019 году в Сеуле:)

Гранд-финал хакатона в Сеуле 2019
Гранд-финал хакатона в Сеуле 2019

3. Hack University 2020

Ввиду пандемии данный хакатон проводился в онлайн-формате, но по времени занимал столько же, сколько очные трехдневные хакатоны. Наша команда выбрала самую сложную с точки зрения реализации задачу: "Разработать решение, использующую совместно картографическую систему Here и платформу Rightech". Оба партнера предоставляли документацию к их API, а также доступ к платформе на время проведения хакатона.

Первый день мы потратили на проработку идеи. Ввиду того, что заранее кейсы были неизвестны, то весь вечер пятницы мы с командой просто накидывали возможные идеи проектов и продумывали варианты интеграции этих двух платформ. В итоге мы остановились на идее мобильного приложения с дополненной реальностью для нахождения и трекинга человека внутри здания.

Второй день мы потратили на разработку MVP. Так как у нас не было времени на проработку всех деталей, то мы сделали акцент на использование одной из главных фич каждой платформы (Indoor-навигация у Here и управление IoT у Rightech) и реализовали один из возможных сценариев использования приложения. По сценарию студент должен был найти своего одногруппника в университете, который забрал его конспект. С помощью приложения студент определил местонахождение одногруппника и дошел до него по построенному маршруту внутри здания. С экспертами мы общались на данном хакатоне, в основном, по техническим вопросам, что позволило нам успеть интегрировать ключевые фичи обеих платформ в наш проект.

Последний день мы оставили на проработку питча и оформление github. В конечном итоге, мы заняли первое место, получили денежный приз и толстовки.

Толстовки от организаторов
Толстовки от организаторов

Резюме

Это далеко не единственные хакатоны, в которых мы занимали призовые места, но каждый из них отличается по формату друг от друга. Могу с уверенностью сказать, что если бы мы не тратили столько времени на общение с экспертами, то результат был бы другой. В первом случае, эксперты помогли нам формализовать задачу и определить что реально нужно заказчику. Во втором случае, эксперты помогли нам определить какая из поставленных задач в приоритете, а также помогли разобраться с нюансами их технологии. В третьем случае, эксперты также помогли разобраться с платформой и технической частью. Стоит отметить, что в последних двух случаях эксперты не оставят без внимания тот факт, что вы реально пытались разобраться в их системе/библиотеке, а если после череды вопросов у вас еще и правильно заработал код, то плюс несколько баллов к оценке будет обеспечено. А вообще... Любой хакатон — это всегда вызов и полезный опыт, поэтому если вы дошли до конца, но по каким-либо причинам не победили, то не в коем случае не расстраивайтесь, сделайте выводы и используйте полученный опыт на следующих хаках. Всем спасибо за внимания и удачных хакатонов!