Найти тему
Непопулярное мнение

НМ пишет романтику

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Так уж получилось, что несмотря на адовое количество романтики в моей нетленке, я даже на секунду не задумался над тем, чтобы добавить соответствующий тэг к своей книге. А всё почему? А потому что люди в наше время отчего-то уверены, что романтика - это обязательно всякие любовные переживашки. Вот только дело в том, что это ничерта не так! И я попросту уверен, что у человека, понятия не имеющего, как на самом деле работает романтика в литературе, не получится грамотно написать даже те самые переживашки.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Так уж получилось, что несмотря на адовое количество романтики в моей нетленке, я даже на секунду не задумался над тем, чтобы добавить соответствующий тэг к своей книге. А всё почему? А потому что люди в наше время отчего-то уверены, что романтика - это обязательно всякие любовные переживашки. Вот только дело в том, что это ничерта не так! И я попросту уверен, что у человека, понятия не имеющего, как на самом деле работает романтика в литературе, не получится грамотно написать даже те самые переживашки.

Что такое романтика?

Романтика — сочетание различных факторов, таких как идеи, чувства, эмоции, условия жизни, которые вкупе создают эмоционально-возвышенное мироощущение.

Спасибо, Вики-тян. Как видите, ни слова о любовных переживашках, зато есть упоминание идей и даже условий жизни! Как так-то?

Всё дело в истории романтики, которая, как литературное направление выросла и окрепла, что говорится, на рубеже веков, когда отгремела пара буржуазных революций и стало понятно, что жить по-старому уже нельзя, а как жить по-новому никто не имел понятия.

Это упрощённо: да-да-да, я отлично понимаю, что романтика и романтизм - штуки разные, однако нельзя отрицать связь этих двух явлений. Эти два явления не просто так звучат крайне похоже: романтизм без романтики немыслим. Так что, в рамках данной статьи мы просто возьмём упрощённую модель мира. Романтика существовала и до романтизма, однако её правила были в должной мере сформулированы именно в ту эпоху, и они достаточно универсальны и применимы даже к романтическим произведениям куда более ранних эпох.
Иными словами, романтика посвящена поиску ответа на вопросы "как жить" и "зачем жить". В эпоху рассвета романтики старые ответы, сформулированные Библией и богословами, уже не котировались по очевидным причинам. Но как же тогда понять, что правильно, а что нет? Тут и пришла на помощь романтика со своим "ответ кроется в эмоциональной сфере!"
Иными словами, романтика посвящена поиску ответа на вопросы "как жить" и "зачем жить". В эпоху рассвета романтики старые ответы, сформулированные Библией и богословами, уже не котировались по очевидным причинам. Но как же тогда понять, что правильно, а что нет? Тут и пришла на помощь романтика со своим "ответ кроется в эмоциональной сфере!"

Романтика индивидуалистична

Иными словами, романтика всегда про то, как некий человек или группа людей пытаются найти своё место в жизни. То есть, преодолеть чувство отчуждённости.

Именно поэтому и существуют такие понятия, как "романтика походов", "дорожная романтика", "романтика исследований" и даже "романтика боевых действий", а не только лишь одна "любовная романтика". Любовь является всего лишь одним из великого множества способов преодолеть чувство отчуждённости. Схема простая: человек находит другого человека, который рад его принять таковым, каков он есть. Таким образом чувство отчуждённости преодолевается: не может быть отчуждён человек, у которого есть кто-то, кто примет его со всеми недостатками.

Однако, человек может найти себя, своё место в мире, например, рамках походов, или же колеся по миру. Человек может почувствовать себя нужным, сгорбившись над пробирками, или же ощутить себя цельным, защищая свою родину.

И что нам даёт понимание данного принципа? На самом деле, крайне многое. Он даёт нам ценность и цель событий в жизни персонажа. Он объясняет, почему эти глупые влюблённые так стремятся друг к другу, или почему бывший военный в мирное время чувствует себя не в своей тарелке. Эмоциональная сфера даёт нам систему координат, в которой читателю надлежит оценивать состояние литературных героев.
И что нам даёт понимание данного принципа? На самом деле, крайне многое. Он даёт нам ценность и цель событий в жизни персонажа. Он объясняет, почему эти глупые влюблённые так стремятся друг к другу, или почему бывший военный в мирное время чувствует себя не в своей тарелке. Эмоциональная сфера даёт нам систему координат, в которой читателю надлежит оценивать состояние литературных героев.

И как этим пользоваться?

Помните, что в статье про описание боевых сцен я рассказывал по поводу цены? У поражения должна быть цена. И понимание принципов романтики даёт нам эту цену. Чувство отчуждённости - вот наша цена.

На начало сюжета персонаж должен обладать этим самым чувством отчуждённости. Это может быть как явно описано, так и полунамёками. Персонаж может даже смириться с постоянным чувством отчуждённости и не видеть в нём проблему.

Затем персонаж на короткое время лишается этого чувства. Предположим, мы решили выбрать любовную романтику. Значит, наш персонаж должен встретить кого-то, рядом с кем чувство отчуждённости пропадает. Скажем, девушка оказалась в компании парня, с которым она настолько "на одной волне", что дальше, кажется, ехать некуда.

Затем персонаж должен лишиться того, что на время дало ему чувства цельности. В случае с любовной романтикой девушке достаточно просто вернуться домой, в место, где нет того парня.

И вот теперь можно накручивать конфликт.

Причины конфликта очевидны: персонаж может навсегда лишиться того единственного известного ему инструмента для преодоления чувства отчуждённости. Скажем, парень может выбрать другую. Или он скоро уедет. Или скоро уедет она. Или парень у нас из враждебной твоей семьи.
Причины конфликта очевидны: персонаж может навсегда лишиться того единственного известного ему инструмента для преодоления чувства отчуждённости. Скажем, парень может выбрать другую. Или он скоро уедет. Или скоро уедет она. Или парень у нас из враждебной твоей семьи.

Вопрос цены

А дальше уже всё по накатанной. Формируем хребет сюжета, расставляем перипетии и тому подобное.

Самое важное здесь: отобразить цену, без которой весь конфликт произведения яйца выеденного не стоит. Дать читателю прочувствовать, насколько персонаж чужероден тому месту и обществу, в котором он находится. Показать, что его идеи не принимают или его условия жизни далеки от идеала, что и ведёт к проблемам в эмоциональной сфере.

Любовный интерес должен быть не просто "красив" или "богат". Близость с ним должна решать проблемы, которые были у персонажа изначально. Именно эту задачу и решают классические "сценарии золушки", прямо показывая нам убогую жизнь героини до встречи с мужчиной, и красивую - после. Правда, многие из этих историй забывают про конфликт, но, по крайней мере, они вывалили нам цену.

Так что, да... в моей книге до лешего романтики. Просто не любовной. Любовь есть, но играет отнюдь не первую скрипку. Впрочем, это всего лишь моё непопулярное мнение.