Что такое романтика?
Романтика — сочетание различных факторов, таких как идеи, чувства, эмоции, условия жизни, которые вкупе создают эмоционально-возвышенное мироощущение.
Спасибо, Вики-тян. Как видите, ни слова о любовных переживашках, зато есть упоминание идей и даже условий жизни! Как так-то?
Всё дело в истории романтики, которая, как литературное направление выросла и окрепла, что говорится, на рубеже веков, когда отгремела пара буржуазных революций и стало понятно, что жить по-старому уже нельзя, а как жить по-новому никто не имел понятия.
Это упрощённо: да-да-да, я отлично понимаю, что романтика и романтизм - штуки разные, однако нельзя отрицать связь этих двух явлений. Эти два явления не просто так звучат крайне похоже: романтизм без романтики немыслим. Так что, в рамках данной статьи мы просто возьмём упрощённую модель мира. Романтика существовала и до романтизма, однако её правила были в должной мере сформулированы именно в ту эпоху, и они достаточно универсальны и применимы даже к романтическим произведениям куда более ранних эпох.
Романтика индивидуалистична
Иными словами, романтика всегда про то, как некий человек или группа людей пытаются найти своё место в жизни. То есть, преодолеть чувство отчуждённости.
Именно поэтому и существуют такие понятия, как "романтика походов", "дорожная романтика", "романтика исследований" и даже "романтика боевых действий", а не только лишь одна "любовная романтика". Любовь является всего лишь одним из великого множества способов преодолеть чувство отчуждённости. Схема простая: человек находит другого человека, который рад его принять таковым, каков он есть. Таким образом чувство отчуждённости преодолевается: не может быть отчуждён человек, у которого есть кто-то, кто примет его со всеми недостатками.
Однако, человек может найти себя, своё место в мире, например, рамках походов, или же колеся по миру. Человек может почувствовать себя нужным, сгорбившись над пробирками, или же ощутить себя цельным, защищая свою родину.
И как этим пользоваться?
Помните, что в статье про описание боевых сцен я рассказывал по поводу цены? У поражения должна быть цена. И понимание принципов романтики даёт нам эту цену. Чувство отчуждённости - вот наша цена.
На начало сюжета персонаж должен обладать этим самым чувством отчуждённости. Это может быть как явно описано, так и полунамёками. Персонаж может даже смириться с постоянным чувством отчуждённости и не видеть в нём проблему.
Затем персонаж на короткое время лишается этого чувства. Предположим, мы решили выбрать любовную романтику. Значит, наш персонаж должен встретить кого-то, рядом с кем чувство отчуждённости пропадает. Скажем, девушка оказалась в компании парня, с которым она настолько "на одной волне", что дальше, кажется, ехать некуда.
Затем персонаж должен лишиться того, что на время дало ему чувства цельности. В случае с любовной романтикой девушке достаточно просто вернуться домой, в место, где нет того парня.
И вот теперь можно накручивать конфликт.
Вопрос цены
А дальше уже всё по накатанной. Формируем хребет сюжета, расставляем перипетии и тому подобное.
Самое важное здесь: отобразить цену, без которой весь конфликт произведения яйца выеденного не стоит. Дать читателю прочувствовать, насколько персонаж чужероден тому месту и обществу, в котором он находится. Показать, что его идеи не принимают или его условия жизни далеки от идеала, что и ведёт к проблемам в эмоциональной сфере.
Любовный интерес должен быть не просто "красив" или "богат". Близость с ним должна решать проблемы, которые были у персонажа изначально. Именно эту задачу и решают классические "сценарии золушки", прямо показывая нам убогую жизнь героини до встречи с мужчиной, и красивую - после. Правда, многие из этих историй забывают про конфликт, но, по крайней мере, они вывалили нам цену.
Так что, да... в моей книге до лешего романтики. Просто не любовной. Любовь есть, но играет отнюдь не первую скрипку. Впрочем, это всего лишь моё непопулярное мнение.