В нашей предыдущей статье "Эти жуткие ритмы Вуду" мы подробно разобрали вопрос, являлся ли культ вуду поставщиком зловредных ритмов в популярную музыку двадцатого века и сделали вывод о том, что джаз и блюз, да и все остальное можно слушать без ущерба для душевного здоровья и перспективы попасть на адские сковородки.
Однако, это вовсе не значит, что мы отрицаем то культурное влияние, которое оказала религия черных рабов на музыку юга Соединённых Штатов.
Когда мы говорим о субкультуре, которая сформировалась в районе Нового Орлеана, нужно вспомнить о том, что французская колонизация этих мест породила, в частности такое явление, нехарактерное для английских колоний, как плассаж. В британские колонии в основном эмиграция шла целыми семьями и даже общинами, и межрасовые связи категорически не поощрялись. Для французской модели было характерно преобладание молодых мужчин, поэтому естественным образом, в связи с недостатком женщин, нравы были были гораздо более свободные. Горячие французские парни не видели проблем в отношениях с индианками или негритянками. Даже когда количество белых женщин в колониях увеличилось, общественно приемлемым считалось иметь помимо белой официальной жены также и цветную наложницу. Как правило, они не были рабынями или продажными женщинами. Наложницы сохраняли верность одному господину, дети, родившиеся в таких отношениях, признавались отцами, хотя и имели меньше прав, чем законорожденные. Наложницы, в основном, не жили с белыми семьями под одной крышей, а селились в специальных кварталах. В Новом Орлеане такими кварталами, например были Треме и Фобур Мариньи.
После передачи Французской Луизианы Соединённым Штатам, все эти вольности постепенно сошли на нет, однако к середине 19 века в Новом Орлеане уже проживало достаточное количество свободных негров и мулатов-креолов, причем последние были довольно богатой и влиятельной общиной.
Все это привело к тому, что культ и магические практики вуду вышли за пределы чисто негритянского круга.
Состоятельные негоцианты и плантаторы, а ещё более их жены и дочери не гнушались обращаться к известным в городе колдунам за помощью в коммерческих и любовных делах, а также для поправки здоровья. Ходовым товаром были вуду-порошок и талисманы гри-гри - холщовые мешочки, в которых в определенных пропорциях смешивались камни, травы, масла а также ногти, волосы или зубы заказчика.
Самые известные колдуны и колдуньи, например Доктор Джон или Мари Лаво имели сотни клиентов. Могила Мари Лаво, которая умерла ещё в конце 19-го века до сих пор является достопримечательностью Нового Орлеана.
Неудивительно, что элементы магических практик вошли в повседневный быт и фольклор жителей Луизианы, а после шумного успеха фильма ужасов "White Zombie" 1932 года, культ вуду обрел свое место и в массовой культуре.
Смешение культур привело к тому, что музыканты родом из Нового Орлеана и долины реки Миссисипи часто обращаются к теме вудуисткой магии. Интересно, что черные музыканты, даже те, про которых ходят слухи,что они сами активно практикуют вуду, избегают прямых упоминаний магических практик или ритуалов, предпочитая использовать всякого рода символизм.
Так, например, есть мнение, что в известной песне одного из легендарных блюзменов Роберта Джонса (Robert Johns) "Crossroads Blues" зашифрованы несколько элементов вудуисткого ритуала.
Но обратимся к более простым случаям, где нет места догадкам и вуду лезет, что называется из всех щелей:
1. Dr.John «Gris-Gris Gumbo Ya Ya»
Открывает список Малколм Джон Ребеннэк, который был настолько увлечен этой темой, что даже взял себе псевдоним в честь известного вуду-знахаря и колдуна.
Первый альбом Доктора "Gris-Gris" был полностью посвящен вуду, и у него были хорошие шансы не увидеть свет вовсе, поскольку дзеновский алгоритм глава лэйбла Atlantic Records легендарный Ахмед Эртэган сначала был против выпуска релиза, и даже обозвал работу Доктора термином "bogaoloo crap", что приблизительно означает "несусветная хрень, сделанная в традициях латинской культуры". Но как пел другой легендарный Доктор Фасилье: "В аду у меня есть друзья", так что, очевидно за Доктора Джона кто-то замолвил словечко, да и релиз получился вполне коммерчески успешным.
За пять прекрасных жутких минут в открывающей свой дебютный альбом песне, Малколм Рэбеннэк не только создает своего персонажа - Доктора Джона, но и устраивает нам маленькую экскурсию по ритуалам вуду.
2. Coco Robicheaux «Louisiane Medicine Man»:
Ещё один музыкант, прямо связавший свое творчество с луизианской магией. Куртис Джон Аркено настолько был впечатлён в детстве страшной историей о мальчике Коко Робишо, которым завладел злобный оборотень, что решил взять себе его имя в качестве псевдонима. Робишо считается основателем так называемого hoodoo-блюза. Необычное сочетание саксофона и скрипки погружает нас в теплую слякоть миссисипских болот, а хриплый голос мистера Робишо предупреждает нас о том, что он очень серьезен в своих намерениях попотчевать нас своим магическим варевом из местной травки..Песня существует в нескольких вариантах, один другого жутче..
3. Dash Rip Rock -Voodoo Dolls
Весёлым парням, играющим в стиле, которые некоторые критики называют "ковбойском панк-роком", чужда рефлексия: если от тебя ушла девушка, не жуй сопли, а быстренько беги за куклой вуду. Может быть поможет, может быть нет - в любом случае эта движуха должна тебя развлечь.
4. The Bluerunners «Voodoo Mens и Voodoo Dolls»
Каджуны (не будем углубляться в тонкости правильного произношения этого слова) - это потомки французских эмигрантов в Луизиане, которые сохранили свою специфическую субультуру, включая язык, музыку и кухню. В американской массовой культуре, каджуны - это такие реднеки на стероидах: неприятные типы, на дух не переносящие государство, чужаков, промышляющие аллигаторов ("аллигатор и каджун" такая же сладкая ассоциативная парочка, как "медведь и русский").Также, каджунам приписывают особую благосклонность к вуду.
Парни из The Bluerunners играют самый отъявленный Cajun Rock, с непременным аккордеоном: хотите стереотипов о бешеных каджунах - держите, но потом не жалуйтесь..
5. Ray Davies «Voodoo Walk»
Рэй Дэвис, лидер "Kinks" несколько лет прожил во французском квартале Нового Орлеана и хорошо пропитался болотным духом этих мест. В этой песне ему отлично удается передать ощущения британца, который до последнего пытается держать stiff upper lip и иронизировать в тот момент, когда местная хтонь и нечисть уже навалилась на него со всех сторон..
6. Cowboy Mouth «Voodoo Shoppe»:
Песня с одноименного альбома, который был выпущен сразу после урагана "Катрина" дня поднятия духа земляков и весь пропитан любовью к родному городу. Лидер группы Фрэнк ЛеБлан делится с нами лайфхаком, что если начать захаживать в один магазинчик вуду, вверх по лестнице, то жизнь может заиграть необычными красками..
7.Jimmy Hendrix "Voodoo Child"(Slight Return)
Наверное одно из самых известных произведений на вуду-тематику. Джимми Хендрикс не был родом из Нового Орлеана, и исследователи его жизни не находят никаких подтверждений тому , что культ вуду играл какую то роль в его жизни.Тем не менее, во многом благодаря этой композиции, у Джимми Хендрикса появилась репутация музыканта, связанного с потусторонними силами, и если многие другие рок-исполнители искали связи с разными гуру и шаманами где-то на стороне, то Хендрикс сам стал таким шаманом, погружая своим "Дитя Вуду" слушателей в сомнамбулическом состояние: на концертах ее продолжительность могла доходить до 20 минут.
8.LaVern Baker «Voodoo Voodoo»
На этот раз никакого болотного чавканья и ядовитых испарений.Играет веселый ритм-энд блюз 50-х годов с игривым саксофоном, а Лаверн Бэйкер пытается убедить нас в том , что на самом деле она девушка приличная, но из-за того, что ее парень положил ей под кровать приворотное вуду-зелье, она стала горячей штучкой. Так что, на все упрёки, что вы загуляли и пришли домой под утро, смело отвечайте, что прошлым вечером вы попали под действие магии вуду и ещё легко отделались.
Еще почитать по теме можно ТУТ :