Моя семья мигрировала из Российской Федерации в июле 2017-го года, по причине политически мотивированного давления со стороны правоохранительных органов и провластных структур.
Всё началось весной 2012-го года после президентских выборов в РФ. Мой отец, как политически активный человек, работавший до этого в Министерстве Экономики Республики Армения, нашел результаты выборов несправедливыми и ангажированными. Он поехал в Москву на митинги против результатов выборов. Как известно, митинги значимых результатов не принесли.
На следующих крупных митингах, по поводу недостаточных антикоррупционных мер 26 марта 2017-го года я увидел своими глазами открытое беззаконие со стороны полиции.
Отца задержали на 14 суток за антиправительственную агитацию (официально за нарушение общественного порядка). Мне удалось избежать ареста.
После этих случаев полиция всё чаще стала забирать отца на "проверку документов" из дома. Ему приходили прямые угрозы от анонимных граждан. Когда на отца решили завести уголовное дело по статье 280 УК РФ, мы решили бежать из страны.
Трудности возникли еще при пересечении границы РФ. Моему отцу запретили выезд за границы РФ, но он использовал лазейку благодаря географическому положению области (эксклав).
В первые дни нас заселили в общежитие для беженцев в небольшом городке на севере Германии. Общежитие находилось в здании бывшей казармы и его состояние было не самым благоприятным. Было очень неприятно так резко сменять обстановку с уровня достаточно комфортной жизни среднего класса до уровня жизни бежавшего человека.
После этого нас переселили в столице. Общежитие располагалось в здании бывшего аэропорта Tempelhof.
Внутренняя регистрация, проверка всего багажа через рентген на входе, временная конфискация всей электроники.
Внутри авиационного ангара находились импровизированные "комнаты", представляющие из себя четыре стены из ДСП выстой в два метра. Площадь была примерно 20 квадратных метров, внутри поселяли три семьи. Нам приходилось делить площадь с людьми, чьи культурные ценности и воспитание противоречили нашим.
Каждое утро в 5 часов один из охранников будил всех жителей стуком. Мы собирали все вещи и ехали на автобусе до Миграционного Центра BAMF, где ждали часами в очереди.
Зачастую приём заканчивался до того, как приходила наша очередь. Путь назад, внутренняя регистрация, проверка багажа...И так три недели. Было сложно, но терпимо.
Чтобы получить статус политических беженцев, мы направились в ближайший полицейский участок и сообщили на английском языке, что хотим стать соискателями статуса беженца. Нас направили в общежитие и на следующее утро провели небольшое интервью, распечатав первичные документы и взяв наши паспорта.
Через неделю было интервью в Миграционном Ведомстве. Оно длилось 30 часов у отца, 16 у матери, и по 7 часов у меня и у старшей сестры.
Классический перекрестный допрос. Интервью брал работник ведомства, находящийся в другом помещении. Его вопросы задавал другой работник, находившийся на связи через гарнитуру. Переводчик переводил и документировал каждое слово, каждое действие.
Во время интервью задавали вопросы обо всём: начиная от даты ареста в РФ и заканчивая цветом дверей полицейского участка. Меня часто пытались сбить с толку, задав тот же вопрос через десять минут, но мне было нечего скрывать.
Каждые 5 часов делался перерыв на пол часа. Интервью родителей затянулись на несколько дней.
Интервью проходило в достаточно нейтральном ключе. Люди просто выполняли свою работу с большим профессионализмом, в вопросах и поведении я не заметил никакой неприязни, лишь попытки получить наиболее детальную информацию о нашей жизни до приезда в ФРГ и о политических гонениях в нашу сторону.
Теперь дело все еще находится на рассмотрении в суде, но даже при отрицательном решении у нас есть все шансы на получение статуса беженца через обжалование в суде.
Что в Германии думают о РФ?
Простые обыватели достаточно мало знают о России. Знают Путина, всякие стереотипы, но многие относятся к ним с юмором. Отношение в целом нейтральное, иногда позитивное.
Люди, интересующиеся политикой, разделяются на условные политические лагеря в соответствии с политическими взглядами. Леволиберальные граждане считают РФ государством с авторитарным режимом и нарушением прав человека, поддерживая санкции. Центристы находят сотрудничество с РФ выгодным, но критикуют агрессивную внешнюю политику, застой во власти, коррупцию и пр. Правые, подвергнувшиеся влиянию популистской пропаганды партий AfD и NPD считают РФ другом Германии, уважают политику В.Путина и требуют выхода ФРГ из ЕС.
Немецкое общество отличается своим абсолютным безразличием к отклонениям от нормы. Накуренный кричащий бомж с розовыми волосами и в платье никого не удивит. Людям просто все равно, в них выработалась терпимость (нем. Toleranz). В этом есть как свои преимущества, так и очевидные недостатки.
Немцы излишне серьезны и пунктуальны. Пунктуальность доведена до абсурда: чтобы погулять с немцем, нужно за пару дней до встречи договориться, ведь у всех все занято.
Они не понимают той гостеприимности и той бескорыстности, что есть в российском, и особенно, в армянском обществах. Оплатить за друга довольно крупный счёт просто так — нонсенс. О подобных различиях во взглядах на простые жизненные вещи можно говорить бесконечно.
В Германии и в целом в Европе почти полностью ликвидировалось понятие национальной самоидентификации. Люди удивляются, когда я говорю, что я армянин с российским паспортом.
Они определяют национальность по стране выдачи паспорта. Араб с немецким паспортом — Deutsche (нем. немец), поляк с паспортом ФРГ — Deutsche.
Я считаю это неправильным. Культура должна быть суверенной и в случае миграции других народов сосуществовать с чужими культурами в качестве доминирующей.
Еще здесь правит доведенная до абсурда бюрократия: бумажки, бумажки, бумажки. Толерантность к абсолютно любым девиациям. Люди терпят практически любое асоциальное поведение и лишь стараются делать вид, что этого не существует.
Еще здесь ужасно дорогой интернет.
Несмотря на недостатки, Германия — одно из наиболее социальных государств ЕС наряду со Швецией или Норвегией. Немецкая экономика всегда славилась своей прочностью и надежностью. В Германии находятся наиболее престижные университеты. Помимо прочего, я всегда интересовался прусской историей. На данный момент я изучаю историю Европы в университете Гумбольдта.
Лучший пример социально-экономической стабильности — обязательство работодателя сообщить работнику о его увольнении за пол года до этого. После увольнения человек получает пособие по безработице и Центр Работы (нем. JobCenter) помогает в трудоустройстве. Никто не останется без крыши над головой и без еды.
"Достоинство человека неприкосновенно" — так звучит первая строчка немецкой конституции и я считаю, государство успешно защищает этот принцип.
Языковой барьер исчез через полтора года после миграции. На данный момент я владею языком на уровне С1 и работаю переводчиком. Культурного барьера нет, так как я привык уважать все культуры. То, что мне не нравится, остается вне моего поля зрения.
Белой вороной я себя не чувствую. Я быстро адаптировался. Во многом мне помогли моё образование и моя музыка. Образованных и творческих людей ценят всюду.
Статус беженца даёт право на получение гражданства. Через шесть лет с момента приезда в ФРГ при условии законопослушности.
Возвращение в РФ я не рассматриваю. Я собираюсь жить и работать в Европе, здесь я и моя семья чувствуем себя хорошо. На старости лет, наверное, перееду в Армению — на Родину.
Я люблю эту страну, люблю добродушный народ, но современная Россия со всеми её проблемами — консеквенция бездарной внутренней политики, проводимой властью еще со времен горбачёвской перестройки.
Государство находится в состоянии перманентного кризиса и стагнации и нуждается к кардинальных реформах. Коррупция окутала почти все сферы жизни: начиная с взятки декану, заканчивая коррупцией в слоях политической элиты. В стране растут цены, но зарплаты все те же, что и год назад. Это ли не страшно?
Понравилась статья и хочешь узнать больше? Читай также интервью с русским гастарбайтером в Южной Корее и рассказ эмигранта в США. Подписывайся на наш канал, где ты найдешь множество других уникальных историй из первых рук.