Сегодня, благодаря моему младшему сыну, между соседкой и соседом (люди в возрасте) разгорелся спор.
Темой спора была новая игрушка Серёги. Сын вышел на улицу с оружием довольно приличного размера. Ребенок долго копил на свою мечту деньги и вот - цель достигнута.
Тётенька - соседка стала рассказывать моему сыну, что целиться в людей и животных нельзя, что не следовало бы выделяться размером игрушки и, вообще, "войнушки" - это не хорошая игра, лучше бы на велосипеде катался. Стоит отметить, что Серёжа, при этом, не успел и пальцем пошевелить.
А вот сосед стал ей возражать о том, что целиться нельзя в тех, кто не в игре. В противном случае оружием только копать, если целиться нельзя. И, что "войнушки" - это не просто генетическая память, приводящая к вражде и потерям, а развитие мужской сущности защитника.
Итак, по порядку расскажу, на что обращать внимание маме, которая беспокоится о возможных последствиях игр в войну:
1. Игра в войну одна из самых древних ролевых игр. В таких играх дети учатся дружить, объединяться в команду и играть по правилам.
Развивают воображение, учат отстаивать себя не зависимо от реальной физической формы, да и саму физ.подготовку развивают. Кроме этого, такие игры дают возможность в социально-приемлемой форме сбросить негативные эмоции: злость, обиду, агрессию. Это безопаснее, чем рассерженный ребенок устроит экзекуцию над домашним питомцем или беспричинно начнет обижать других детей.
2. В детских садах и школах приносить игрушечное оружие в обычные дни запрещено. Педагоги и воспитатели заботятся о психологическом спокойствии и нравственности детей. А вот на праздники могут даже выставку сделать из игрушечной военной техники, солдатиков и прочей атрибутики, которых попросят принести из дома. И у большинства ребят обязательно найдется чем похвастаться.
Мало того, детвора будет мастерить из подручных средств (конструктор, палки, карандаши, линейки) оружие и играть на свое усмотрение. А взрослым остается только смотреть, чтобы выдумки не переросли в слезы и обиды.
Даже, если у вас в семье "войнушки" под запретом, вы не смотрите телевизор и не играете в компьютер рано или поздно ребенок почерпнет интерес о них извне. Задача родителей раскрыть тему так, чтобы ребенок не относился к войне, только как к красивой браваде. Чтобы дети не воспитывались в режиме упрощенного патриотизма.
Детям рассказывается о подвигах и победах, но зачастую опускается информация о тяготах и потерях. Поэтому очень рекомендую бережно и аккуратно убирать завесу романтизма с рассказов о войне с помощью разговоров и детской литературы (например, "Девочка из города" Л. Воронковой, "Мальчишки в сорок первом" В. Дубровина, "Хлеб той зимы" Э. Фонякиной, "Три девочки. История одной квартиры" Е. Верейской).
3. В "войнушки" на улице дети активно играют лет до 12. Значит у родителей есть пока возможность наблюдать за детскими играми. Вмешиваться не стоит пока дело не дойдет до запрещенных, болезненных приемов. Если такое случилось, сначала постарайтесь увести сюжет игры в другое русло. Возможно злого умысла нет, а дети просто заигрались. Если ситуация выходит из под контроля - игру нужно остановить.
4. Тинейджеры и подростки начинают стесняться бегать, как маленькие, по двору с пистолетом, ружьем или луком. Их интересы все больше переходят в компьютерные игры. Немало взрослых являются для них примером, играя в "стрелялки", чтобы снять стресс и поразмять качества, присущие мужскому характеру. Особенно в переходном возрасте, где масса психологических заморочек, важно почувствовать свои силу воли, сноровку, ловкость, логику, реакцию и прочие достоинства, которых в реальности может и не быть.
В этом возрасте детям важна оценка со стороны сверстников и наличие авторитетной личности, за которой дети тянутся. Поэтому так популярны онлайн игры в войну и стримеры (комментаторы) в этих играх. Здесь важно отслеживать какую информацию ребенок потребляет. Может ли она вызывать агрессию, например, от перевозбуждения в игре и наложившейся до этого социальной подростковой травмы.
5. Ребенок черпает представление об окружающем мире прежде всего в семье. Поэтому нормы и принципы в семье, помноженные на его личный характер и темперамент, формируют мировоззрение человека.
Дети изначально не "заточены": девочки под кукол, мальчики под машинки или "войнушки". Они развиваются согласно окружающей действительности. Но, попадая в мир взрослых, у мальчишек, которым запрещали играть в войну и блокировали естественные эмоции, может развиться когнитивный диссонанс. Следствие - инфантильная личность, неспособная постоять за себя, своих близких, свою Родину, свой бизнес.
6. Игре можно предать творческий окрас. Это снизит риск развития чрезмерной агрессии. Попробуйте заинтересовать ребенка наборами конструктора на военную тему, наборами для диорам, схемами для самостоятельного склеивания, научите мальчишку работать с инструментами и совместно изготавливайте игрушки, купите энциклопедии про военную технику, корабли, оружие. Сходите в музей.
Таким образом "ловятся несколько зайцев":
- ребенок проживает необходимые его возрасту эмоции;
- изучает историю;
- занимаясь наборами, развивает мелкую моторику и внимательность;
- в процессе может ознакомиться с будущими военными и техническими специальностями (возможно, у вас растет будущий генерал или изобретатель);
- совместные занятия с отцом помогут им лучше понимать друг друга;
- ребенок может в любую погоду пригласить друзей для совместного творчества или игры.
Период "активных войнушек" мальчишки должны обязательно отыграть и перерасти. Способность контролировать свои эмоции и адекватность вырастут вместе с ними. Просто будьте для них поддержкой в этот момент.