Найти в Дзене

В поисках вдохновения. Исаак Левитан и его тихая обитель на Волге

Портрет Левитана работы Валентина Серова, 1893
Портрет Левитана работы Валентина Серова, 1893

В Москве не было солнца. В меблированные комнаты (как их называли, «меблирашки») Левитана мог заглянуть лишь холодный туман. Художник воплощает свою мечту в реальность и отправляется в путешествие по Волге.

Однако и тут одна лишь серая краска. Лето 1887 года было непогожим: моросили дожди, одаривая всех видами мутным волжских вод. Левитан приходил в отчаяние, понимая, что действительность совсем не такая, как его ожидания. Он желал солнечных дней — их не было. Лишь одна серость. Дожди. Сизый и серый цвет. Ненастье.

«Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»
Из письма Левитана Чехову

Однако и в этом была неуловимая красота. Нужно только найти ее и вдохновиться. И Левитан нашел. Место сказочное, живописное. Тихая обитель. Именно здесь пришло к нему вдохновение, а с ним и родились его знаменитые работы.

Памятник Левитану в Плесе
Памятник Левитану в Плесе

Тихой обителью стал Плёс. С этого времени начался светлый промежуток жизни Левитана. Несколько лет тепла и солнца. Тишину нарушал только колокольный звон. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. И этот аромат свежескошенной травы. Одна благодать!

Исаак Левитан. «Тихая обитель», 1890
Исаак Левитан. «Тихая обитель», 1890

До жизни в Плесе Левитан не был близок с русским народом, но Плес помог ему понять талантливую душу русских людей, познакомиться с простым русским народом поближе. Может быть, поэтому его картины стали теплее и душевнее?

Второй раз в Плес Левитан едет с возлюбленной, художницей Софьей Кувшинниковой, которую Чехов описал в рассказе «Попрыгунья», чем сильно обидел Левитана и расшатал дружбу с ним. Они останавливаются в доме Солодовниковых (сейчас Музей пейзажа) и знакомятся с их соседкой, Анной Грошевой. Как-то раз она пожаловалась им на свою тяжкую долю и побои мужа. Что делать? Левитан помогает «Катерине» (так он называл соседку, уж больно она была похожа на Катерину из «Грозы» Островского) бежать.

Исаак Левитан. «Вечер. Золотой Плес», 1889
Исаак Левитан. «Вечер. Золотой Плес», 1889

Недалеко от Юрьевца художник увидел небольшой монастырь, вид которого возродил у него желание написать такую картину. Монастырь рядом с Юрьевцем, назывался Кривозерским. После 1917 года монастырь закрыли, а в середине 1950-х годов он попал в зону затопления Горьковского водохранилища...

Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892 (Третьяковская галерея)
Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892 (Третьяковская галерея)
Левитан поехал из Плеса в Юрьевец в надежде найти там новые мотивы и, бродя по окрестностям, вдруг наткнулся на ютившийся в рощице монастырек. Он был некрасив и даже неприятен по краскам, но был такой же вечер, как в Саввине: утлые лавы, перекинутые через речку, соединяли тихую обитель с бурным морем жизни, и в голове Левитана вдруг создалась одна из лучших его картин, в которой слились и саввинские переживания, и вновь увиденное, и сотни других воспоминаний.
Из воспоминаний Софьи Кувшинниковой, русской художницы, возлюбленной Левитана

Вот небо нахлобучивает тучами. Цвет воды изменился. Нужно брать краски, холст и запечатлеть этот момент в знаменитой дождливой картине.

Исаак Левитан. «После дождя. Плес», 1895
Исаак Левитан. «После дождя. Плес», 1895

А эту картину современники ставили в один ряд с «Бурлаками на Волге» Репина.

Исаак Левитан. «Свежий ветер. Волга» («Ветреный день»), 1895
Исаак Левитан. «Свежий ветер. Волга» («Ветреный день»), 1895

О третьем этапе творчества Левитана будет рассказано в следующей статье.