Оглавление:
- Что такое реестр МСП и зачем он нужен
- Какая информация есть в реестре
- На какую помощь рассчитывать МСП
- Как попасть в реестр
Поддержка государства сейчас направлена на бизнес из реестра МСП. Но не все компании в нём состоят. Узнайте, как туда попасть и что это даст.
Что такое реестр МСП и зачем он нужен.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — это открытая база данных о малом и среднем бизнесе. Реестр ведёт ФНС: любой желающий сможет найти там информацию об ИП или компании, например, о видах деятельности, товарах или услугах. А если в реестр включили ваше ИП или ООО, вы можете рассчитывать на налоговые и надзорные каникулы, работать с госзакупками, получать кредиты или помощь от государства.
Какая информация есть в реестре.
В реестре можно найти, к какой категории относится бизнес: микро-, малое или среднее предприятие, а также узнать, что делает компания, какие продукты производит, участвует ли в госзакупках и какие лицензии у неё есть.
Обязательный перечень таких сведений включает в себя:
Закон Часть 3 статьи 4.1 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- место нахождения для ООО или место жительства для ИП;
- дата внесения сведений в реестр субъектов МСП;
- категория субъекта МСП: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
- указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
- коды ОКВЭД;
- лицензии, полученные юрлицом или ИП.
Предприниматель может сам представить в налоговую и другую информацию:
- сведения о производимой продукции — отдельно расскажите, если вы производите инновационный продукт;
- контактную информацию — адрес электронной почты, телефон, сайт;
- опыт исполнения контрактов;
- участие в программах госзакупок и партнёрства.
Эти сведения любой предприниматель может отправить через сайт ФНС в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
На какую помощь рассчитывать МСП из реестра в кризис.
Предприниматели и предприятия, находящиеся в реестре, могут рассчитывать на государственную помощь: отсрочки по платежам за кредиты, налоговые льготы, отмена проверок бизнеса.
Необходимое условие — вы должны быть внесены в реестр до 1 марта 2020 года.
Во время пандемии коронавируса многие меры государственной поддержки бизнеса рассчитаны как раз на предпринимателей, включённых в реестр МСП. Среди них:
- освобождение от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества;
- полугодовая отсрочка уплаты всех налогов кроме НДС и НДФЛ;
- перенос сдачи налоговой отчётности;
- перенос сроков проведения налоговых проверок, проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- отмена до 31 декабря 2020 внеплановых проверок для малого и среднего бизнеса.
Для некоторых мер поддержки одного только факта нахождения в реестре МСП будет недостаточно — предприниматель должен попасть в сферу, наиболее сильно пострадавшую от пандемии.
Правительство постоянно пополняет этот список, а на сайте налоговой сделан специальный сервис, где можно проверить свой бизнес. Искать можно по ИНН или ОГРН/ОГРНИП.
Как попасть в реестр.
Если вашей компании нет в реестре, стоит попробовать туда добавиться. Государство оказывает помощь предпринимателям из реестра не только во время кризиса. Рассчитывать на госпомощь и налоговые льготы, проще работать с госзакупками и проверять контрагентов можно и в обычное время.
Реестр МСП формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую бизнес отправляет в налоговую за предшествующий год. Ещё берётся информация из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также сведения, которые попали в ФНС из других госорганов.
При этом с 1 августа 2016 года предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус, если они обращаются за поддержкой в рамках государственных или муниципальных программ развития МСП.
Для попадания в реестр нужно соответствовать нескольким условиям по структуре, видам деятельности, оборотам. Свериться с полным набором критериев можно в этом файле.
По закону сведения о предпринимателях из реестра должны обновляться ежегодно 10 августа на основе данных, которые были в налоговой на 1 июля этого года. При этом каждый месяц 10 числа:
- обновляется список вновь созданных юрлиц и зарегистрированных ИП;
- исключаются сведения об ООО и ИП, прекративших деятельность;
- изменяется наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя, а также место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии;
- вносятся сведения о производимой продукции, участии в госзакупках.
Подать заявку на внесение в реестр можно в специальном разделе на сайте налоговой. Для этого тоже понадобится электронная подпись. Там же можно проверить статус своей заявки. Вы сможете пользоваться мерами поддержки после того, как получите выписку из реестра МСП.
Коротко:
- Реестр МСП — список малого и среднего бизнеса, составленный налоговой. Предприниматели из реестра могут рассчитывать на господдержку, а все желающие — получить актуальную информацию о МСП в стране.
- В реестре есть обязательная информация об ИП и ООО: наименование, виды деятельности, место нахождения, статус: микропредприятие, малое или среднее. Её можно отправить через сайт ФНС с электронной подписью.
- В кризис предприниматели из реестра могут получить от государства отсрочки по платежам за кредиты, налоговые льготы, отмену проверок бизнеса. Но для этого нужно быть в списке наиболее пострадавших отраслей.
- Чтобы попасть в реестр, нужно подать заявку на сайте налоговой. Для этого понадобится электронная подпись. Если ваш бизнес подходит под все условия, ИП или ООО внесут в реестр 10 числа следующего месяца.
Читайте также:
Как зарабатывать на госзакупках по 44-ФЗ?
Как сделать электронную подпись