На фоне всемирной паники вокруг коронавируса и изоляции, а также протестов и беспорядков во многих частях страны в последние недели людям любой веры легко задать вопрос: где Бог?
Отец Филипп Бочанский, директор апостольства, служащего людям с однополым влечением, в прошлом году написал книгу «Добродетель надежды: как уверенность в Боге может привести вас на небеса».
Католики надеются, что когда-нибудь их примут в вечную жизнь на небесах. Кроме того, сказал Бочански, в этой жизни мы можем надеяться, что мир разворачивается согласно Божьему божественному плану.
«Если мы забудем, что мы проходим через этот мир, и что нашей целью на самом деле является следующий мир… это меняет весь наш моральный взгляд на вещи. Поэтому надежда заставляет нас помнить о той реальности, что мы на пути и мы не достигли нашей цели», - сказал Бочански CNA.
«В этом вся разница в том, как мы выполняем свои ежедневные обязанности, а также в общих вопросах, например, о том, что мы проходим сейчас».
Он сказал CNA, что есть разница между надеждой в католическом смысле и просто оптимизмом, или наивностью.
В своей книге Бочански отмечает, что классическое католическое определение добродетели, которое исходит от святого Фомы Аквинского, имеет «хорошую привычку» - то, что мы повторяем снова и снова, пока оно не станет второй натурой.
По словам Бочански, некоторые люди могут быть более склонны к надежде из-за их индивидуальности, но идея надежды как добродетели означает, что ее нужно практиковать, использовать и искать.
Надежда - одна из трех «богословских добродетелей» наряду с верой и любовью. Бочански объяснил, что хотя эти богословские добродетели исходят от Бога, мы все равно должны работать над ними, применяя их на практике и осуществляя их.
«Мы растем в надежде, стремясь быть обнадеживающими, позволяя ему формировать наши действия, и чем больше мы можем жить с надеждой, тем легче нам обрести надежду», - сказал он.
Для католиков надежда начинается с признания того, что Бог отвечает.
«Надеяться для нас - значит верить в то, что у Бога есть план и что он разрабатывает свой план, даже если мы не видим, как он будет работать, или если мы бы предпочли другое время», - сказал Бочански.
Он сказал, что Иисус моделирует добродетели для христиан, и тот факт, что Иисус никогда не сомневался в спасительной миссии Бога, является для нас образцом надежды.
«Ему не нужно было надеяться на то, что у него есть какие-либо сомнения или не знать, что произойдет, но он моделирует надежду для нас так, как он спокойно и настойчиво выполняет свою миссию», - сказал он.
Например, в библейском эпизоде искушения Иисуса в пустыне дьявол вешает Иисусу различные «ярлыки» вокруг плана Отца. Иисус, потому что Он знает план Отца, отвергает искушения дьявола и решительно выполняет то, что Отец поставил перед Ним.
«Это дает нам надежду, когда мы сталкиваемся с нашей собственной частью Божьего плана, но без всемогущества и всеведения Господа», - сказал он.
«Когда мы сталкиваемся с личными трудностями, общественными трудностями или страшными и жестокими вещами, естественно возникает вопрос: где Бог?».
То, что кажется отсутствием или молчанием Бога, на самом деле - это Бог, работающий так, что мы пока не можем видеть или воспринимать Его, сказал он.
«Надежда возвращает нас к той реальности, в которой Он никогда не отсутствует. И хотя я не могу видеть Его в данный момент, я доверяю ему достаточно, чтобы ждать, пока Он покажет мне и сделает то, что я могу, момент за моментом... Если мы сделаем свою часть, Бог также выполнит свою часть и выполнит его план для нашей жизни.
В разгар кризиса может быть легко, принять тот же эмоциональный уровень, что и голоса, которые мы слышим в новостях, сказал он.
Быть обнадеживающим в современном мире во многом связано с сохранением спокойствия - не безразличным или слабым, но с точки зрения перспективы.
«Я не призван спасать весь мир. Я, возможно, не смогу многое сделать в общем плане вещей, но в моем призвании, в моей семье, в моей работе, в моем кругу друзей моя работа заключается в том, чтобы продолжать выполнять задачу, которую Бог дал мне выполнить и не паниковать», - сказал Бочански.
Дьяволу нравится подчеркивать наше кажущееся бессилие, сказал он, или отвлекать нас от более мелких повседневных задач и дел любви, которые нам даны.
Иногда это может привести к духовному состоянию acedia - своего рода грусть о вещах, которые являются духовными благами, или «отвращение к деятельности».
По словам Бочански, мы можем достичь определенного уровня справедливости в падшем мире, но окончательная справедливость не будет реализована до последнего дня.
«Надежда заставляет нас сосредоточиться на этом этапе пути. Один шаг за раз, одна задача за раз, одна ответственность за раз, вместо того, чтобы паниковать или чрезмерно беспокоиться о необходимости сделать что-то огромное. Это помогает нам следить за мелочами, стоящими перед нами, и держать мир в перспективе», - сказал он.
По словам Бочански, он слышал от многих людей, чувствующих тревогу, беспокойство и страх в первые дни изоляции коронавируса - все разумные реакции, но надежда помогает христианам не поддаваться влиянию эмоций момента, сказал он.
По его словам, если кто-то отягощен или обеспокоен чем-то, моделируемая надежда на него не только поможет напомнить ему, что нынешняя ситуация не является окончательным словом, но также может помочь сохранить реакцию этого человека в перспективе.
Это не означает просто говорить людям, которые беспокоятся, чтобы не волноваться, а вместо этого моделировать обнадеживающее отношение к ним.
«Наша надежда всегда на кого-то или что-то... когда наша надежда на Бога, это самое реальное, что есть. Это не может быть ложной надеждой, потому что она основана на нашем понимании того, кем является Бог».
«Если у вас есть всемогущий друг, и он предлагает вам помочь, вы должны позволить ему. Бог, который всемогущ и всеведущ, предложил мне помощь, и я знаю, что это - правда », потому что Бог просит христиан о вещах, которые находятся за пределами чьих-либо естественных способностей.
Бочански рекомендовал прочитать свою книгу, а также энциклику о надежде 2007 года Папы Бенедикта XVI Спе Сальви.
Парадокс ученичества - это свобода через предание Богу, но гордость заставляет нас думать, что мы можем справиться со всем сами. Чтобы уменьшить чувство бессилия, уделите время молитве и оцените, что Бог просит вас сделать, посоветовал Бочански.
«Бог из-за того, кем Он является, сделает всю тяжелую работу», - сказал Бочански.