С историей о безответной любви кардинала Ришелье к Анне Австрийской, в которой мы не сомневаемся благодаря стараниям Александра Дюма, все непросто. В отличие от многих совершенно неправдоподобных и нереалистичных баек, которыми наполнены «Три мушкетера», эту историю нельзя просто взять и отбросить в сторону. Потому что у нее есть все шансы оказаться правдивой.
Близкие друзья
Анна Австрийская прибыла к королевскому двору в Париже, когда ей было четырнадцать лет. Выросшая в строгих, если не сказать — монастырских условиях, она была поражена блеском и весельем, которые царили в Париже. И это несмотря на то, что до подлинной роскоши королевскому двору еще очень далеко (лет этак пятьдесят)!
В одно и то же время Анна была и счастлива, и напугана. У нее в Париже не было друзей, не считая двух испаноговорящих фрейлин. Она привыкла к неустанным молитвам, скромности в одежде и однообразной пище. Она совсем не умела вести себя в свете и чувствовала себя крайне одинокой. Ее будущий муж — Людовик XIII — был подростком нелюдимым, бледным, заикающимся, и развлекать невесту не был намерен. Будущая свекровь — королева Мария Медичи — тоже не стремилась сделать пребывание Анны в Париже более легким.
Именно в этот момент Анна Австрийская встретила Ришелье. Еще, разумеется, никакого не кардинала и не герцога.
В это время (а дело происходило в 1615 году) будущий кардинал, епископ Люсонский, только недавно приобрел расположение Марии Медичи и начал делать первые значимые шаги на политической арене. Одной из должностей, которыми Мария Медичи одарила епископа, было место духовника Анны Австрийской.
Молодой — ему только исполнилось тридцать лет — красивый епископ, обладающий отличными манерами и прекрасно разбирающийся в людях, очень быстро стал для Анны близким человеком.
Сейчас сложно сказать, какие отношения были между ними в то время. Но не вызывает сомнения то, что Ришелье имел на юную Анну огромное влияние, был ее другом и советчиком.
По слухам, уже тогда он влюбился в нее. Возможно, это и правда: Анна Австрийская была одной из красивейших женщин Европы своего времени, и даже будучи подростком, очаровывала мужчин. Но любовных отношений между ними не было: напротив, Ришелье прикладывал немало усилий, чтобы убедить Анну быть внимательнее к мужу, делить с ним постель и стараться зачать наследника престола.
История с сарабандой
Со временем дороги Ришелье и Анны разошлись. Ришелье попал в опалу к королю, некоторое время провел в изгнании, потом восстанавливал свое влияние. И вот, в 1620 году Ришелье снова вернулся ко двору. Место духовника королевы Анны занимал уже другой человек. Однако Ришелье имел, по всей вероятности, надежду на то, что сможет вернуть дружбу молодой королевы. А может, увидев ее повзрослевшей и похорошевшей, действительно влюбился в нее.
Их политические взгляды (да, теперь Анна уже имела таковые), при этом, были не просто различными, а прямо противоположными. Ришелье стремился уменьшить влияние Габсбургов, к которым принадлежала Анна Австрийская. Анна, наоборот, надеялась, что во Франции будет расти испанское влияние.
Возможно, вы спросите: где Австрия и где Испания, какая тут связь? Дело в том, что в это время и в Австрии, и в Испании, и в Чехии, и в Португалии, и еще в ряде стран правила одна и та же Габсбургская династия. Их силы и влияние в Европе были крайне значительными.
Вместо дружбы выходили постоянные споры и ссоры. О внимании со стороны королевы не было и речи. И вот, однажды до Ришелье донесли разговор Анны с фрейлинами.
Одна из них подначивала Анну найти себе любовника: ведь король уже давно не посещал ее спальню, да и вообще, был, кажется, не заинтересован в близости и отношениях с женой. Анна отмахивалась, и тут в разговоре прозвучало имя Ришелье, который наверняка в нее давно влюблен. Анна в раздражении заметила, что кардинал сух, желчен и скучен, даже веселиться не умеет. «Если этот живой труп станцует сарабанду, я на многое буду готова пойти!» — воскликнула Анна.
Как вы думаете, что сделал Ришелье? Он навестил Анну, снял сутану, взял в руки кастаньеты и действительно сплясал сарабанду — крайне модный по тем временам танец. Учитывая, что в юности Ришелье обучался в военной академии и учился танцевать, он не ударил в грязь лицом.
Анна и ее фрейлины хохотали до упаду, чем сильно обидели кардинала — еще бы, он ведь так старался!
Любовь и слезы
Возможно, после этой истории Ришелье и затаил бы на королеву обиду — если бы только она в самом скором времени не обратила на него внимание. Начался роман, бурный, пылкий. Но — крайне недолгий.
Пока дело ограничивалось перепиской, любовными посланиями и признаниями, все было хорошо. Но стоило Ришелье приблизиться к королеве, как она начинала рыдать. Ее лицо краснело и опухало, слезы и сопли текли ручьями. И ладно бы, если бы это произошло один раз, так нет — Анна рыдала на каждом свидании, при этом сама не могла объяснить причину.
Читайте по теме:
Сладкое приданое. Как Анна Австрийская учила французов пить шоколад
Роман увял — Анна не могла понять, что с ней происходит, а у Ришелье хватало забот, чтобы не тратить время на истеричку и плаксу.
На самом деле, Анна Австрийская была аллергиком. Она не переносила запах множества цветов, ее кожа воспалялась от грубой ткани. Она ела далеко не все продукты.
Кстати, принцесса из сказки «Принцесса на горошине» списана именно с Анны Австрийской.
Помимо прочего, у Анны была аллергия на кошачью шерсть. А кардинал Ришелье обожал кошек, они заселяли весь его дом, спали с ним в одной постели, валялись на государственных бумагах. Как следствие, его одежда всегда была покрыта шерстью, которая и вызывала слезы у королевы.
Сплетни
В дальнейшем отношения Анны и Ришелье были скорее ровными. Ни о какой ревности к Бэкингему говорить не приходится. Хотя история с алмазными подвесками, описанная Дюма, в том или ином виде могла иметь место. Но кардиналом двигала не ревность и не обида на королеву, а исключительно государственные интересы: допустить, чтобы в период напряженной обстановки между Англией и Францией королева сделала бы своим любовником первого министра вражеской страны, Ришелье не мог.
Что до попыток поссорить Анну с Людовиком — это уже чистейшей воды вымысел. С определенного момента Ришелье снова стал прикладывать множество усилий, чтобы воссоединить короля и королеву. Очевидно, ему это удалось: на свет появились двое принцев, один за другим.
Правда, злые языки того времени утверждали, что Людовик XIV — сын Ришелье, а не Людовика XIII. Скорее всего, это злая сплетня, распространяемая с целью лишить Людовика XIV права на трон.
Спасение жизни
Однажды Анна Австрийская спасла кардиналу Ришелье, своему бывшему другу, несостоявшемуся любовнику и политическому противнику, жизнь. Именно она передала Ришелье документы, изобличающие заговорщиков во главе с Сэн-Маром. Об этой истории я уже рассказывала здесь.
Любопытно, что позднее Анна Австрийская вступила в отношения с кардиналом Мазарини, преемником и ставленником Ришелье. Он был, вероятно, менее талантливым политиком, не был гением и имел меньшую, хотя и не намного, власть, зато тоже был хорош собой, умен. А главное — не держал кошек.
Спасибо, что дочитали до конца! Если статья вам понравилась, поставьте лайк и подпишитесь на канал!
Читайте также:
5 исторических отсылок, которые вы могли не заметить в «Трех мушкетерах»
Ришелье. Не шпагой, так пером
Ришелье. Немнимый больной
Персики для кардинала. Ко дню рождения Ришелье