Руанду часто вспоминают как страну, в которой произошел геноцид в прошлом веке. Геноцид привел к гибели более миллиона человек в течение трехмесячного периода, начиная с ночи с 6 на 7 апреля 1994 года. Это произошло после того, как самолет президента Руанды Жювеналь Хабиаримана и президента Бурунди Сиприен Нтарьямира был сбит из ЗРК. В течение ста дней военизированные военнослужащие интерахамве (те, кто сражаются вместе) при поддержке Национальной руандийской армии (РПР) определили, что Руанда - это открытое кладбище . Существующая небольшая инфраструктура была разрушена, а частная собственность подверглась нападению ,
Большинство руандийских женщин оказались в отчаянном положении: их общины были уничтожены, а их родственников-мужчин часто находили мертвыми или отправляли в изгнание. Им приходилось ежедневно сражаться, чтобы прокормить себя и поддержать своих детей. Они обнаружили, что заботятся о других родственниках и сиротах, а также сталкиваются с изнурительной физической и психологической травмой, которая возникла из-за неспособности понять ужасы, которые они испытали.
Именно в контексте того, что кризис послужил тому, что у правительства не было средств для удовлетворения самых насущных потребностей страны, женщины начали искать средства сотрудничества, чтобы противостоять возникающим проблемам. Помимо одобрения создания (или, скорее, реформирования) прежних общественных норм, ситуация после конфликта привела к тому, что женщины выполняли ряд работ и другие виды деятельности, ранее выполнявшиеся мужчинами. Нередко женщинам приходилось выполнять обязанности главы семьи. Чтобы обеспечить детей и сирот, эти женщины должны были выполнять роли, которые раньше были предназначены только для мужчин: строительство домов и управление отношениями с правительством, среди прочего, действия предпринятые для того, чтобы получить достаточный доход, чтобы гарантировать выживание их семей.
Руанда, спустя двадцать пять лет после геноцида тутси, имеет несколько значительных мировых рекордов: это страна с наибольшим количеством женщин в парламенте в мире (68% после последних парламентских выборов в 2018 году). Страна оснащена институциональным и законодательным аппаратом для обеспечения равных возможностей, который поистине примечателен.
В Руанде на каждом административном уровне присутствуют представители женщин, от деревни до правительства, а также в ряде важных учреждений, таких как Национальный женский совет (СЗЖ). В течение многих лет вплоть до 2018 года министром иностранных дел была женщина Люси Мушикивабо. Ранее она также была главой Международной франкоязычной организации (МОФ).
Женщины были также большинством тех, кто остался в Руанде после побега преступников в ДРК Конго. Таким образом, для восстановления страны стало необходимо активно вовлекать их как в экономическую, так и в политическую сферу. Это был нисходящий подход, принятый правительством в форме «быстрого» пути к гендерному равенству.
Однако, помимо женщин, которые сегодня заседают в парламенте и являются частью правительства, как женщины ведут «среднюю» и «обычную» руандийскую жизнь в популярном районе Кигали? Как изменилась их жизнь в сегодняшней Руанде, оказавшись между стремлением к инновациям и модернизации и неизбежными последствиями трагедий прошлого?
Чтобы провести расследование, мы попытались найти женщин из женского центра Нямирамбо (СЗЦ), а также женщин из кооператива Душигикиране в Гатенге. Это два швейных кооператива в популярных районах Кигали. Первая компания очень хорошо развита в регионе, с более широкой клиентурой, чем вторая, которая является более новым стартапом. Как объяснила нам Мари Эйме Умугени, директор и один из основателей СЗК, центр является местной неправительственной организацией. Организация началась с 18 женщин в качестве членов в 2007 году, всех разных возрастов, религий и разного происхождения (как хуту, так и тутси). Все, однако, были жителями популярного района Ньямамирамбо, самого старого и самого густонаселенного района в столице Кигали.
Центр был основан с целью развития образования, профессиональной подготовки и трудоустройства для бедных или находящихся в неблагоприятном положении женщин в этом районе. В конце 2013 года, при поддержке Словении, центр стал небольшим местным бизнесом (для пошива одежды, а также в качестве туристического центра) с целью быть самодостаточным. Они запустили линейку продуктов «Umutima» («сердце» на языке киньяруанда, официальный язык Руанды), в которую входят сумки, скатерти, аксессуары для дома и одежда для взрослых и детей. Продукты производятся с использованием африканской ткани (китенге) и продаются в основном туристам и иностранцам. Качество и уникальность предметов и способ их изготовления делают их уникальными. Umutima стала настоящим и отличительным «брендом», а магазин в Нямирамбо стал фиксированной остановкой не только для туристов и экспатриантов, но и для руандийцев, которые хотят купить что-то уникальное, модное или «по-модному», сделанное из африканской ткани и, строго говоря, «сделано в Руанде».
Центр также инициировал инициативы, направленные на туристов, такие как общественные прогулки, чтобы исследовать окрестности, с молодыми женщинами в качестве гидов, которые объясняют историю Нямирамбо и ведут их к самым красивым местам в этом районе и интересным местам отправления культа. Гиды не забывают упомянуть мусульманскую общину Кигали, которая отличается от общины католиков, которым удалось защитить своих собратьев-тутси в дни геноцида. В СЗК работают около 50 женщин.
Мари Эйме напомнила в интервью The Berkeley Centre в 2016 году, что этот центр, несмотря на то, что в настоящее время он достиг определенного уровня популярности, не превратился в «эгоистичный бизнес» и вместо этого продолжает проводить информационные курсы для бедных женщин по соседству, с уроками по стрижке и шитью, семинарами по правам женщин, а также небольшой библиотекой для детей в этом районе.
Центр помогает многим женщинам с детьми ухаживать за детьми, оставленными их супругами. Это происходит преимущественно среди мусульман, которые остались без всего, когда их мужчины решили взять вторую жену. «Несмотря на то, что многоженство является незаконным, в Нямирамбо это все еще реальность, и мужья очень часто не в состоянии обеспечить доход для детей с обоими женами», - объясняет Мари Эми.
Душигикиране, напротив, крошечный кооператив швей вдоль дороги Гатенга, другого популярного района в столице Кигали. « Душигикиране » - означает «давайте помогать друг другу». Кооператив был основан в 2015 году после обучения в области стрижки и шитья, которое было предложено местным женщинам из общины Сестры «Иншути з'Абакене» (друзья бедных).
В Душигикиране 16 женщин, которые работают в маленькой грязной хижине у главной дороги в Гатенге. Каждый вечер они забирают свои швейные машины домой. «Наше рабочее место недостаточно защищено. Несколько месяцев назад вор успел вырыть яму в стене. Он взял несколько швейных машин и другие материалы. Это была значительная потеря, которую мы не хотим повторять снова », - говорит мне Кларисс, один из членов Душигикиране.
Все женщины из Душигикиране старше 45 лет. Есть как хуту, так и тутси, с очень разными историями между ними, но, как они сказали нам, они не намерены задерживаться на различиях прошлого. Они скорее с нетерпением ждут будущего, как и страна в целом. Многие из них являются вдовами, и большинство из них являются ВИЧ-положительными.
Их клиенты - руандийцы из Гатенги, которые приходят, чтобы починить одежду, сшить школьную форму для своих детей или сделать хорошее воскресное платье. Лишь иногда несколько иностранных туристов или добровольцев проходят через зону случайно, часто по совету салезианского религиозного института. Время от времени небольшая итальянская ассоциация Turi Kumwe Onlus делает несколько заказов на продукцию.
"Жертвы современных войн" - интернет издание
Наш проект посвящен журналистике, освещению современных мировых конфликтов и историям конкретных людей, связанных с войной. Мы работаем с журналистами из других стран.
ИДЕТ СБОР
https://planeta.ru/campaigns/140816