Найти тему
895 подписчиков

Путь от Роллс-Ройса до... Часть 26. Crossley IGA3 Armoured Car. 1929. А теперь и на трех осях.

208 прочитали
 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект

Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern

Страна производства: Великобритания

Производитель: Crossley Motors

Год производства: 1929

Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект бронирования)

Боевая масса: 7,5 тонн
Размеры: 6270 х2280 х2880 мм
Бронирование 8 мм (5 мм крыша)
Экипаж: 5 чел.
Вооружение: два 7,71-мм пулемета Vickers в башне

Двигатель: 4531ccm (R4)/6796 ccm (R6), 50 л.с.

 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект-2
Когда подготовленный и разработанный для установки на шасси Роллс-Ройса новый бронекорпус от Виккерс еле стал на грузовое шасси от Кросслей, военные задумались о том, что может быть надо поискать иной путь. Кроме перегруженности шасси проходимость таких бронемашин вне дорог была очень низкой. Учитывая, что в основном на броневиках использовались узкие шины типа NAP, съезд с твердого грунта становился не просто проблемой, а катастрофой. Причем речь шла не только о броневиках, но и о штатной грузовой транспортной технике. Проблему попробовали решить просто - надо снизить давление на грунт, значит нужно больше колес, 8, а лучше 10. К концу 30-х годов появились первые британские броневики на шасси 6х4.

Фирма Кросслей, поставляя в Индию очень удачные полуторотонные двухосные грузовики Crossley IGL1, то же решила заняться проблемой проходимости. В колониях проблема проходимости грузовиков стояла очень остро, особенно в Индии с её влажным тропическим климатом и слабой транспортной сетью. Кросслей модернизировало своё удачной шасси, заменив заднюю ось на балансирную тележку. Грузовик Crossley IGL2 (Indian Government Lory) с колесной формулой 6х4 и максимальной нагрузкой 2 тонны был очень близок по своим параметрам машине Ford-AAA (ставшей образцом для советской ГАЗ-ААА), но существенно превосходил её по надежности и проходимости.

1927 IGL2 truck. 
Photo - Imperial War Museum
1927 IGL2 truck. Photo - Imperial War Museum
В качестве лирического отступления можно признать, что выбор в качестве базовой модели для производства в СССР именно ГАЗ-АА был возможно наихудшим с технической точки зрения. Машина, плохо конструктивно приспособленная для езды вне дорог и не имеющая никакого технологического запаса, определила на многие годы автомобилестроение целой страны. Единственный плюс - стоимость проекта. Даже простое сравнение в общем-то схожих по назначению машин Crossley IGL и Ford-AA не оставляют Форду никаких шансов в прямой конкуренции.

Фирма Кросслей, заработав на поставках грузовиков и получив большие заказы от индийского правительства и RAF, решила самостоятельно стать подрядчиком Военного министерства (War Office) в поставке броневой техники, избавившись в названии машин от слова "Виккерс". Тем не менее конструкцию броневого корпуса все равно заказали у главного поставщика танков в Англии и получили, а что ещё могли получить - удлиненный бронекорпус, построенный полностью на наработках по бронированию шасси Роллс-Ройс 40/50 и Crossley IGL1.

Crossley IGL3
Crossley IGL3
Кросслей доработала шасси военного грузовика IGL3. Хорошо заметным отличием стали запасные колеса, которые могли служить дополнительной опорой при переезде препятствий. Шасси Кросслей отличалось оригинальным решением с пневмоподвеской на задних мостах. Задняя каретка представляла собой сблокированные мосты с общим приводом, запатентованная как подвеска WD, получившую свое название благодаря инженерам британского военного министерства (War Department). За счет удачного решения эта конструкция (рессорно-балансирная тележка) получила широкое применение на трехосных грузовиках. Около 700 Crossley IGL 3 использовались в RAF вплоть до 1940 года. Несмотря на многократные указания в источниках трехосные шасси Crossley никогда не были полноприводными.
 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект-5

Виккерс, разрабатывая бронекорпус, использовала практически то же бронирование вплоть до куполобразной башни, что и на машинах Vickers Crossley Armored Car 1923/25 Pattern. Кроме Кросслей такие же бронекорпуса были предоставлены и их конкуренту фирме Guy. Основное бронирование было 8-мм, крыша 5-мм. Башня использовалась куполообразная с 4-мя шаровыми пулеметными установками, развернутыми под 90-грд друг от друга. Над задними колесами располагались тактические мостики для преодоления препятствий.

 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект-6

Использование задней тележки обеспечила машине с колесной формулой 6х4 отличную геометрическую проходимость. На одной из машин была установлена рамочная антенна для радиостанции с дальностью связи 50 км на ходу и 120 км с места. Всего было по этому проекту построено два броневика.

 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект-7

Испытания опытного образца, проведенные в 1929 году, показали правильность выбранного направления, но вооружение всего из двух пулеметов было явно недостаточным для машины среднего класса. Возможно. что из-за предоставления такого же бронекорпуса конкурентам из фирмы Guy, серьёзно обострились отношения между Кросслей и Виккерс. Итогом продолжения работ по трехосной машине стал третий броневик на шасси IGL3, который был построен с бронекорпусом, поставленным Арсеналом в Вулвиче (Royal Ordnance Factories at Woolwich). Эти машины часто путают с более поздними Crossley Mark I Armoured Car, которые создавались уже на более совершенном шасси BGV1 (British General Vehicle Type 1), история этих машин после проведения испытаний не прослеживается. Высока вероятность, что все три машины отправили в Египет, а незадолго до войны ввернули в метрополию, где в 1939-1940-х годах использовали в учебных целях.

На фотографии третий броневик с новым бронекорпусом, за ним с куполообразной башней.
На фотографии третий броневик с новым бронекорпусом, за ним с куполообразной башней.

В конце 20-х годов англичане предложили Ирландии Crossley с куполообразной башней, но в ходе сравнительных испытаний машина проиграла шведскому Landsverk L-182, чья система вооружений была более современной.

 Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern Страна производства: Великобритания Производитель:  Crossley  Motors Год производства: 1929 Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект-9

В изданном в 1937 году в СССР справочнике Хёгль этот броневик называется Виккерс-Кросслей обр 1929 года ( Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern).

Рис: Танки. Справочник Хейгль
Рис: Танки. Справочник Хейгль

Источники:

Танки. Справочник Хейгль Часть I ГОСУДАРСТВА от A до F ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР МОСКВА — 1937

http://www.crossley-motors.org.uk/history/military/IGL2/IGL2.html