Crossley IGA3 Armoured Car/Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern
Страна производства: Великобритания
Производитель: Crossley Motors
Год производства: 1929
Кол-во выпущенных: 2+1 (другой проект бронирования)
Боевая масса: 7,5 тонн
Размеры: 6270 х2280 х2880 мм
Бронирование 8 мм (5 мм крыша)
Экипаж: 5 чел.
Вооружение: два 7,71-мм пулемета Vickers в башне
Двигатель: 4531ccm (R4)/6796 ccm (R6), 50 л.с.
Когда подготовленный и разработанный для установки на шасси Роллс-Ройса новый бронекорпус от Виккерс еле стал на грузовое шасси от Кросслей, военные задумались о том, что может быть надо поискать иной путь. Кроме перегруженности шасси проходимость таких бронемашин вне дорог была очень низкой. Учитывая, что в основном на броневиках использовались узкие шины типа NAP, съезд с твердого грунта становился не просто проблемой, а катастрофой. Причем речь шла не только о броневиках, но и о штатной грузовой транспортной технике. Проблему попробовали решить просто - надо снизить давление на грунт, значит нужно больше колес, 8, а лучше 10. К концу 30-х годов появились первые британские броневики на шасси 6х4.
Фирма Кросслей, поставляя в Индию очень удачные полуторотонные двухосные грузовики Crossley IGL1, то же решила заняться проблемой проходимости. В колониях проблема проходимости грузовиков стояла очень остро, особенно в Индии с её влажным тропическим климатом и слабой транспортной сетью. Кросслей модернизировало своё удачной шасси, заменив заднюю ось на балансирную тележку. Грузовик Crossley IGL2 (Indian Government Lory) с колесной формулой 6х4 и максимальной нагрузкой 2 тонны был очень близок по своим параметрам машине Ford-AAA (ставшей образцом для советской ГАЗ-ААА), но существенно превосходил её по надежности и проходимости.
В качестве лирического отступления можно признать, что выбор в качестве базовой модели для производства в СССР именно ГАЗ-АА был возможно наихудшим с технической точки зрения. Машина, плохо конструктивно приспособленная для езды вне дорог и не имеющая никакого технологического запаса, определила на многие годы автомобилестроение целой страны. Единственный плюс - стоимость проекта. Даже простое сравнение в общем-то схожих по назначению машин Crossley IGL и Ford-AA не оставляют Форду никаких шансов в прямой конкуренции.
Фирма Кросслей, заработав на поставках грузовиков и получив большие заказы от индийского правительства и RAF, решила самостоятельно стать подрядчиком Военного министерства (War Office) в поставке броневой техники, избавившись в названии машин от слова "Виккерс". Тем не менее конструкцию броневого корпуса все равно заказали у главного поставщика танков в Англии и получили, а что ещё могли получить - удлиненный бронекорпус, построенный полностью на наработках по бронированию шасси Роллс-Ройс 40/50 и Crossley IGL1.
Кросслей доработала шасси военного грузовика IGL3. Хорошо заметным отличием стали запасные колеса, которые могли служить дополнительной опорой при переезде препятствий. Шасси Кросслей отличалось оригинальным решением с пневмоподвеской на задних мостах. Задняя каретка представляла собой сблокированные мосты с общим приводом, запатентованная как подвеска WD, получившую свое название благодаря инженерам британского военного министерства (War Department). За счет удачного решения эта конструкция (рессорно-балансирная тележка) получила широкое применение на трехосных грузовиках. Около 700 Crossley IGL 3 использовались в RAF вплоть до 1940 года. Несмотря на многократные указания в источниках трехосные шасси Crossley никогда не были полноприводными.
Виккерс, разрабатывая бронекорпус, использовала практически то же бронирование вплоть до куполобразной башни, что и на машинах Vickers Crossley Armored Car 1923/25 Pattern. Кроме Кросслей такие же бронекорпуса были предоставлены и их конкуренту фирме Guy. Основное бронирование было 8-мм, крыша 5-мм. Башня использовалась куполообразная с 4-мя шаровыми пулеметными установками, развернутыми под 90-грд друг от друга. Над задними колесами располагались тактические мостики для преодоления препятствий.
Использование задней тележки обеспечила машине с колесной формулой 6х4 отличную геометрическую проходимость. На одной из машин была установлена рамочная антенна для радиостанции с дальностью связи 50 км на ходу и 120 км с места. Всего было по этому проекту построено два броневика.
Испытания опытного образца, проведенные в 1929 году, показали правильность выбранного направления, но вооружение всего из двух пулеметов было явно недостаточным для машины среднего класса. Возможно. что из-за предоставления такого же бронекорпуса конкурентам из фирмы Guy, серьёзно обострились отношения между Кросслей и Виккерс. Итогом продолжения работ по трехосной машине стал третий броневик на шасси IGL3, который был построен с бронекорпусом, поставленным Арсеналом в Вулвиче (Royal Ordnance Factories at Woolwich). Эти машины часто путают с более поздними Crossley Mark I Armoured Car, которые создавались уже на более совершенном шасси BGV1 (British General Vehicle Type 1), история этих машин после проведения испытаний не прослеживается. Высока вероятность, что все три машины отправили в Египет, а незадолго до войны ввернули в метрополию, где в 1939-1940-х годах использовали в учебных целях.
В конце 20-х годов англичане предложили Ирландии Crossley с куполообразной башней, но в ходе сравнительных испытаний машина проиграла шведскому Landsverk L-182, чья система вооружений была более современной.
В изданном в 1937 году в СССР справочнике Хёгль этот броневик называется Виккерс-Кросслей обр 1929 года ( Vickers Crossley Armored Car 1929 Pattern).
Источники:
Танки. Справочник Хейгль Часть I ГОСУДАРСТВА от A до F ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР МОСКВА — 1937
http://www.crossley-motors.org.uk/history/military/IGL2/IGL2.html