После пяти лет, когда были выпущены сотни ракет дальнего и ближнего радиуса действия, а также осуществлено более 160 перехватов противоракетной обороной, пришло время подвести итоги. По прошествии пяти лет гражданская война в Йемене можно утверждать, что это замечательный пример ракетной войны, который предлагает несколько критических идей для американских военных планировщиков.
С 2015-го года поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы выпустили сотни баллистических ракет, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов по силам арабской коалиции и по территории Саудовской Аравии, некоторые из которых достигли Эр-Рияда. Одним из ответных шагов саудовско-арабской коалиции стало самое широкое в истории использование средств противоракетной обороны, когда было зафиксировано более 160 перехватов.
Эта дуэль предлагает редкий взгляд на полезность и ограничения активной противоракетной обороны. Она также дает представление о современном воздушном и ракетном нападении, трудностях уничтожения вражеских ракет на земле и проблемах распространения ракет и ракетных технологий. Складывается картина, в которой роль активной противоракетной обороны остается достаточно большой, даже если она сочетается с согласованными действиями по борьбе с распространением и прекращением запуска ракет. Поэтому «Проект противоракетной обороны» CSIS отслеживает ракетную активность в йеменском конфликте с 2015-го года, регулярно обновляя и интерактивно освещая ее в онлайн-базе данных.
После свержения президента Абдраббу Мансура Хади боевиками-хуситами в январе 2015-го года Саудовская Аравия возглавила коалицию арабских государств, чтобы отстранить хуситов от власти и восстановить Хади. С самого начала арабская коалиция помнила об угрозе, создаваемой баллистическими ракетами, поскольку большая часть довоенных ракетных запасов Йемена попала в руки боевиков-хуситов.
Арабская коалиция начала свое вмешательство с интенсивной воздушной кампании, часть которой была направлена на ликвидацию баллистических ракетных возможностей хуситов. Эти первоначальные усилия увенчались лишь частичным успехом, а последующие оказались еще менее эффективными. Разведданные о местонахождении ракет быстро устаревали, и ракетные войска хуситов стали лучше маскироваться от обнаружения. Частота авиаударов коалиции по ракетам хуситов значительно снизилась, в то время как число запусков ракет хуситами возросло.
Иран активно поддерживает военные усилия хуситов. Эта помощь включала в себя поставку все более совершенных ракет, заменяющих довоенные запасы, израсходованные в первые месяцы войны. Чтобы блокировать эти поставки, арабская коалиция ограничила воздушное, морское и наземное сообщение с Йеменом. Трудно сказать, насколько эти действия сократили поток оружия в Йемен. Однако совершенно очевидно, что на поле боя продолжают появляться значительные количества иранских ракет и других видов вооружений. Более того, воздушные и морские ограничения арабской коалиции значительно усугубили гуманитарный кризис в Йемене, замедляя поставки продовольствия и энергоносителей и препятствуя получению йеменскими больными медицинской помощи из-за рубежа.
Учитывая недостатки своих усилий по борьбе с ракетами и низкую эффективность мер по противораспространению, арабская коалиция в значительной степени стала опираться на свои силы ПВО и противоракетной обороны, чтобы ослабить ракетные удары хуситов. В период с марта 2015-го года по апрель 2020-го года коалиционные силы ПВО и противоракетной обороны сообщили по меньшей мере о 162 перехватах баллистических ракет хуситов.
Оборона арабской коалиции не была совершенной, но имеющиеся данные свидетельствуют о том, что они существенно ограничили ущерб от ракетных атак хуситов и снизили ценность их ракетных ударов как стратегического инструмента. Один из наглядных примеров заключается в том, что, по меньшей мере, четыре из семи самых смертоносных ракетных ударов хуситов были нанесены в районах, где на момент нанесения удара отсутствовала защита от баллистических ракет. Учитывая ущерб, нанесенный этим незащищенным районам, представляется вероятным, что сильно пострадавшие районы, такие как пограничные города Хамис-Мушаит и Джизан, испытали бы больший ущерб и гибель людей, если бы они также не имели оборонительных сооружений.
Йеменская война также высвечивает проблемы, связанные с противовоздушной и противоракетной обороной. Сегодняшняя оборона сталкивается с комплексными атаками не только баллистических ракет, но и крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов. Растущее использование хуситами беспилотных летательных аппаратов часто подрывает существующую противовоздушную оборону, поскольку небольшие, низкие радиолокационные профили этих вооружений могут быть трудно отличимы от обычных радиолокационных помех. Их низковысотные траектории полета также представляют проблему для радаров противоракетной обороны, которые часто калибруются для поиска более быстрых, более высотных ракет и самолетов. Они также бросают вызов системам ПВО с секторными радарами, такими как Patriot, поскольку беспилотники и крылатые ракеты могут приближаться с любого направления. Хуситы использовали небольшие беспилотники для убийства офицеров арабской коалиции и нападения на энергетическую инфраструктуру. Сообщается также, что они несколько раз пытались использовать беспилотные летательные аппараты для уничтожения радаров систем Patriot. В случае успеха такая тактика могла бы вывести из строя целый боевой отряд Patriot.
Опыт арабской коалиции в йеменской ракетной войне содержит ценные уроки для Соединенных Штатов и их союзников. Трудно представить себе будущую войну с участием США, которая не была бы наводнена самыми разнообразными ракетами. Меры по противораспространению йеменской ракетной войны могли бы свести на нет необходимость в надежной противоракетной обороне, даже если сама оборона была бы несовершенной. Однако дальнейшее развитие технологий и операций в области противовоздушной и противоракетной обороны также будет иметь решающее значение. Войны следующего поколения, безусловно, будут включать в себя воздушное оружие, которое является более многочисленным, точным и более трудным для обнаружения, чем те, которыми сегодня владеют хуситы.
ЯН УИЛЬЯМС, ШААН ШЕЙХ