Найти тему
895 подписчиков

Путь от Роллс-Ройса до... Часть 40. Crossley-Chevrolet Armoured Car (Indian Pattern). 1940. Как Кросслей становился Шевроле...

108 прочитали
Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа Страна производства: Великобритания/Индия Год: 1939 Кол-во: 20-40? Шасси:  Canadian Chevrolet  (2.

Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа

Страна производства: Великобритания/Индия

Год: 1939

Кол-во: 20-40?

Шасси: Canadian Chevrolet (2.5 ton Maple Leaf 16 series)

Боевая масса: 5000 кг

Вооружение: 2 x Vickers .303 Machine Guns
Двигатель: Chevrolet, 6 cylinder, 6.500 см3, 78 л.с.
Бронирование: 6 мм
Размеры: 5020х2200х2600 мм

Посмотреть: Англия CROSSLEY CHEVROLET (INDIAN PATTERN) (E1951.4) Англия. Bovington Tank Museum

Crossley Chevrolet M1923 Indian Pattern Armoured Car, ЮАР – National Museum of Military History, Johannesburg (Republic of South Africa)

К 1940 году полностью износились не только все варианты "базового" бронеавтомобиля Роллс-Ройс и его модификаций, не мудрено, все таки 25 лет конструкции и изначальное базовое шасси люксового автомобиля не подразумевали его использования всегда с полной нагрузкой и на плохих дорогах, но и подвернувшиеся под руку производителям броневиков шасси грузовиков Кросслей (Crossley IGL1), которые тоже не рассчитывались на многие десятилетия работы в тропическом климате. В итоге "авиаторы" из бронеподразделений RAF переставили бронекорпуса Роллс-Ройс на шасси Фордзонов (Fordson BB), кавалерия у Роллс-Ройсов облегчила массу и изменило вооружение, а танкисты у Виккерс-Крослей в Индии и ЮАР использовали шасси гражданских Шевроле.

В 1939 году танкисты (Royal Tank Corps), использовавшие бронеавтомобили Виккерс-Крослей в Индии, так же пришли к выводу, что все бронемашины на этом шасси изношены полностью. Продлевать срок эксплуатации машин, даже путем каннибализации было уже невозможно, боевая ценность частей вооруженных броневиками Виккерс-Крослей обр 1923 года стремилась к нулю. В то же время удачная конструкция бронекорпуса позволяла его использовать и дальше. В итоге в Индии для модернизации было выбрано шасси гражданского грузовика, произведенного в Канаде - - Canadian Chevrolet (2.5 ton Maple Leaf 16 series) образца 1938 года с пневматическими шинами.

Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа Страна производства: Великобритания/Индия Год: 1939 Кол-во: 20-40? Шасси:  Canadian Chevrolet  (2.-2
Канада очень редко выходит на первые полосы новостей, кроме хоккея и кленового сиропа с этой страной ничего сразу не ассоциируется, вряд ли можно вспомнить что-то ещё истинно канадское. Но кроме этого в Канаде было размещено достаточно много производств американских фирм, в том числе авиационных и зачастую "произведено в Канаде", говорило, что качество гарантировано, в отличие от товара, который можно было получить под той же маркой из США, а часто в Канаде еще и улучшали конструкцию производимой у них техники. И если американская техника поставлялась по всему миру, то её канадские варианты были ориентированы на страны Британского содружества. Канадский Шевроле был создан в 1915 году МакЛаухлиным, который по договору с владельцем Большой Генерал Моторс сначала производил машины на шасси американских Шевроле, а затем вошел как General Motors Canada в корпорацию, получив деньги на строительство завода в Волкервилле в Канаде (Walkerville). Фирма производила канадские грузовые машины под маркой Шевроле Кленовый Лист (Chevrolet Maple Leaf). Исторически GM Canada оставалась одной из крупнейших фирм в стране, а в 1975 году была третьей по величине и первой по размеру производственной фирмой.
Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа Страна производства: Великобритания/Индия Год: 1939 Кол-во: 20-40? Шасси:  Canadian Chevrolet  (2.-3
Выпускавшиеся до Второй мировой войны в Канаде грузовики широко поставлялись, в отличие от американских, в Англию и английские доминионы, они ведь были "локализованные". Шевроле Мэпл Ливз 16 серии был стандартной грузовой машиной для своего времени, ничем не выдающейся и в то же время без очевидных недостатков. Тем более его грузоподъемность в 2,5 тонны позволяла спокойно устанавливать на него бронекорпус от Виккерс-Крослей, а 6-ти цилиндровый рядный двигатель был так же близок к Крослеевскому по размерам. Свои "15 минут славы" канадское отделение Шевроле получило во время второй мировой войны, когда наладило массовый выпуск одного из самых узнаваемых грузовиков союзников, особенно активно применявшегося в армии Великобритании на всех фронтах - Шевроле CMP - Canadian Military Pattern (CMP) trucks - грузовик Канадского Военного Образца. Всего с 1940 по 1945 годы в Канаде на заводах Шевроле и Форд было выпущено более 500 тысяч этих кургузых, упрощенных в соответствии с требованиями военного времени, грузовичков, в том числе и полноприводных. Именно на колесах канадских грузовиков английская армия воевала против стран оси во Второй МИровой.
Шевроле CMP 1941
Шевроле CMP 1941
Шевроле CMP
Шевроле CMP

Но это было еще впереди, а пока в Индии и ЮАР использовались стандартные 2,5-тонные грузовики от Канадского Шевроле, которые и попали под бронекорпуса от Виккерс-Крослей. Броневиками были вооружены бронетанковые части в индийских дивизиях британской армии (14-й, 31-й, 32-й, 43-й, и 44-й), а так же в танковых бригадах (50-й, 254-й и 255-й). Первыми в бой пошли 20 бронированных Шевроле, которые в составе сил Британского Содружества были отправлены в Палестину и в 1941 году воевали на территории Сирии против французских войск Виши. Потом броневики отличились в Персии (Иран), где, совместно с Красной Армии, был установлен контроль над этой страной.

Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа Страна производства: Великобритания/Индия Год: 1939 Кол-во: 20-40? Шасси:  Canadian Chevrolet  (2.-6

Машины, оставшиеся в Индии, были 1941 году переброшены на Бирманский фронт воевать против японцев. Из частей первой линии броневики выведи только к 1943 году, когда в войска стали массово поступать новые машины, выпущенные в США.

Внешне машины исполнения Кросслей-Шевроле ( Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern) в основном можно отличить по дискам от грузовиков с окнами и пневматическим шинам. Над задними крыльями монтировались два ящика для снаряжения. В остальном машины не имели заметных изменений по сравнению с базовыми бронемашинами.
Crossley-Chevrolet M1939 (Indian Pattern)/Бронеавтомобиль Кросслей-Шевроле Индийского типа Страна производства: Великобритания/Индия Год: 1939 Кол-во: 20-40? Шасси:  Canadian Chevrolet  (2.-7

В середине 1920-х годов два бронеавтомобиля Vickers-Crossley Armored Car были отправлены в Южно-Африканский Союз (сейчас ЮАР), где их применяли эпизодически для тех задач, которые они могли решать лучше всего - патрулирования и антипартизанских действий. Приличный климат, сухие дороги сделали свое дело, даже когда машины после 10-ти лет службы были выведены из эксплуатации, они находились в отличном состоянии. В 1940 году на всякий случай броневики были переставлены опять же не шасси Шефроле, но на фронт не попали, да и солдаты оси, в отличие от Первой Мировой до юга Африки не дошли. Так обе машины отправили в музей, правда на фотографиях попадается только одна машина с номером U312. Судьба второй неизвестна.

Crossley M1923 Indian Pattern Armoured Car  – National Museum of Military History, 
Johannesburg (Republic of South Africa)
Crossley M1923 Indian Pattern Armoured Car – National Museum of Military History, Johannesburg (Republic of South Africa)

Одна из машин, которая была оставлена в Персии благополучно пережила Вторую мировую, и сейчас в ходовом состоянии хранится в музее в Бовингтоне.

Фото: Bovington Tank Museum
Фото: Bovington Tank Museum

Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_crossley_m1923.htm

https://w.tankmuseum.org/museum-online/vehicles/object-e1951-4