Узость и ограниченность викторианской морали навсегда впечаталась в культурную парадигму британцев.
Борьба с мелкими человеческими пороками в английском обществе в то время стояла достаточно остро, множество литературных произведений было написано именно об этом, также как и множество картин было создано в подобной тематике.
Викторианское общество – это социум обостренного соблюдения нравов, обычаев и религиозных доктрин. Но человек живет, попутно совершая ошибки, а потому викторианской моралью было загублено множество жизней. Чаще других, поломанные судьбы были у самых уязвимых категорий – женщин и детей.
Например, в нашем материале «Позорное» дитя в работе Ричарда Редгрейва мы обращались к теме внебрачного ребенка и той жестокости, с которой семья встретила провинившуюся.
Говорили мы и о незавидной участи молодых девушек, вдруг оказавшихся в «интересном положении» и при этом, отвергнутыми своими любовниками. Материал об этом можно найти здесь: «Интересное положение» и его подача в классической живописи.
А сегодня перед нами картина британского художника Хейнса Кинга, где также поднимается тема нравственного выбора – между добродетелью и пороком.
Вообще, Хейнс Кинг неплохо справлялся с пейзажами и интерьерами, даже в этой сюжетно-бытовой сцене обстановка комнаты у него прописана удивительно хорошо, даже излишне подробно, ведь основой повествования является не комната, а герои, которые в ней расположились.
На картине мы видим троих: молодого мужчину и двух женщин, обстановка вокруг довольно скромная, намекающая на некоторые лишения. Одна девушка - в яркой юбке и с распахнутой блузой - символизирует флирт (судя из названия), значит другой отведена роль «ревности».
Обворожительная флиртующая в то же время склоняет мужчину к порочным отношениям, тогда как вторая героиня, тихо примостившаяся в углу комнатки – чистая добродетель в чепце, целомудренной позе и скромном наряде.
Мужчина, конечно, заинтересован флиртующей. У самого за душой – ничего (на спинке стула лишь рваное пальто и дырявая корзина). И зря он недооценивает добродетельную барышню, сущность каждого из героев можно охарактеризовать тем, что располагается у него за спиной (буквально – за душой).
У молодого человека – мы уже сказали – нищий скарб. Он не охотник работать, но до развлечений не прочь. Его яркая собеседница снабжена камином за спиной (огонь страсти) и всякими безделушками, намекающими на легкомыслие.
У третьей же героини – девушки в углу, позади окно с видом на прекрасный сад. Возможно, это символ того, что за образом невзрачной молчуньи скрывается красивый и богатый мир.