Найти тему
АвтоСлучай!

Замена масла в АКПП. Почему это так важно

Оглавление
Новый фильтр АКПП - его необходимо менять с каждой заменой масла в АКПП
Новый фильтр АКПП - его необходимо менять с каждой заменой масла в АКПП

Обслуживание АКПП - не самый сложный процесс, требующий лишь своевременной замены масла и фильтров. Многие относятся к этому скептически, ведь в технической документации различных моделей автомобилей говорится, что масло в АКПП залито на весь срок службы и менять его не нужно. Казалось бы, какие есть основания не доверять технической документации? Доверять ей можно, но дело здесь вот в чем. За срок службы многими производителями принимается ни больше ни меньше, как срок гарантийного обслуживания, или незначительно больший показатель, например - обслуживаемый по гарантии пробег - до 150 тыс. км. Это и есть тот самый период эксплуатации (150 т.км или 5 лет). Чаще период эксплуатации выражают цифрой в 180 т.км, ну, чтобы не так сильно перекликался с периодом гарантии.

Что это значит и для чего это все делается. А значит это ровно то, что после окончания гарантийного срока вы становитесь никому не нужны и все траты на ремонт теперь исключительно за ваш счет. И та жижа вместо масла, которая образуется в коробке к этому времени обязательно приведет к поломке АКПП, рано или поздно, но финал один. Далее, вы либо покупаете новую коробку у дилера, чему он будет несказанно рад, либо чините старую, скорее всего у него же, за баснословные деньги, от чего дилер так же будет в восторге.

А что, если...

Обязательно ли коробка выйдет из строя, если масло не менять? Да обязательно. Может чуть позже, но выйдет. Давайте рассмотрим процессы, которые происходят в АКПП со старым маслом и увидим, что выходит из строя и какие узлы приходится ремонтировать в последствии. Итак, начнем с того, что у любой жидкости есть свой срок службы. Трансмиссионное масло в идеальных условиях (то есть, закрытое в цистерне, находясь в оптимальной температуре) хранится до пяти лет. Затем оно считается непригодным, так как теряет свои свойства, а именно вязкость и способность к отводу температур. Естественно, в условиях эксплуатации, то есть, непосредственно в коробке, масло теряет свои свойства гораздо быстрее, начинает оно их терять после 50-60 тыс. км пробега. Теряет их стремительно, кроме того, оно активно забивается стружкой от трущихся элементов коробки. Данная стружка, попадая в гидроблок АКПП, на фрикционные диски, в гидротрансформатор, забивая патрубки радиатора и сам радиатор охлаждения АКПП приводит к постоянному перегреву АКПП, появлению царапин внутри данных узлов или к забитию стружкой маслопроводящих каналов. Вкупе с утерянными характеристиками вязкости трение пакетов фрикционов возрастает под давлением на работу с которым АКПП не рассчитано, как следствие, стружки выделяется еще больше. Круг замыкается на прикипании друг к другу фрикционных дисков и выходе АКПП из строя. Возможно, перед этим она, предчувствуя свой конец, выпадет в аварийный режим, но поверьте, это не убережет вас от дорогостоящего ремонта. Все это крайне печально в двойне, зная тот факт, что АКПП на самом деле обладает очень большим ресурсом и если вовремя менять в ней масло, заменять фильтры и прочищать магниты от стружки автомат отходит очень и очень долго. И тратиться на его ремонт или на покупку новой коробки вам не придется. Кстати, все вышесказанное относится и к вариаторам, но еще в большей степени, так как конструкция вариатора подразумевает куда большее выделение стружки при работе элементов коробки, так если масло в АКПП необходимо менять каждые 60 - 80 тыс. км., то в вариаторе - каждые 40 - 60 тыс. км.

Интересный факт. Тойота в своих автомобилях использует коробки произведенные японской фирмой Айсин. Тойота, в своей технической документации, рекомендует менять масло после пробега 80 - 100 тыс. км. Айсин же, в тех. документации к той же коробке, рекомендует менять масло каждые 40 - 50 тыс. км. А в сложных условиях эксплуатации, к которым она относит езду по не асфальтированным дорогам, езду в пробках, в гору, зимой, в жару и т.д. (то есть, все те условия, от которых в России никуда не деться), Айсин рекомендует в два раза сократить интервал замены масла, то есть, менять раз в 20 - 30 тыс. км. И это не просто так, компания проводила исследования и именно инженеры Айсин, наблюдая за износом АКПП на автомобилях в различных условиях эксплуатации, пришли к таким выводам. Конечно, можно сказать, что они перестраховываются, но то, что масло в АКПП менять крайне необходимо - факт, с которым очень глупо спорить.

Процесс замены масла в АКПП

Итак, купив заранее все расходники, а именно фильтр и достаточное количество трансмиссионного масла, подходящего именно вашей АКПП, нам предстоит решить, каким образом мы будем производить замену масла. Есть два способа - частичный и полный. Частичный предполагает собой простой слив масла через сливное отверстие, смену фильтра, чистку магнитов и заправку новым маслом. Частичным он называется потому, что часть старого масла остается в гидротрансформаторе (его, кстати, тоже можно слить, путем отсоединения патрубка подачи масла из радиатора охлаждения АКПП и выкачивания масла заведенным двигателем). Полная замена масла предполагает собой выкачивание старого масла и заправку нового специальным устройством - автоматом, которые есть в каждом крупном СЦ. Рекомендуется все же своевременно производить частичную замену, так как после полной, АКПП приходится проходить процесс адаптации к работе с новым давлением (масло в процессе эксплуатации в любом случае его изменяет), что не очень хорошо сказывается на ресурсе АКПП в дальнейшем, кроме того, если масло не менялось довольно давно, есть шанс прокачкой через автомат поднять всю накопившуюся на дне стружку и направить ее прямо в гидроблок, после чего коробка практически тут же благополучно выходит из строя. Такие случаи - не редкость. Все они произошли по вине нерадивых сервисменов, производивших замену масла в АКПП автоматом. Поэтому, в народе уже даже сохранился некий стереотип (который вполне имеет под собой обоснование, как видим) что полная но редкая замена масла в АКПП ведет к большому снижению ресурса. Частичная но своевременная замена масла - более оптимальный и менее дорогостоящий вариант, который вообще можно выполнить самостоятельно.

  • Частичная замена масла проводится при прогретой коробке, поэтому перед началом стоит проехать минут 15-20 в различных скоростных интервалах, затем поднять автомобиль на подъемнике;
  • Далее, следует открутить сливную пробку и слить масло в тару, позволяющую замерить вытекший объем;
  • После слива масла, откручиваем поддон гидроблока АКПП, промываем его и чистим от стружки магниты, обязательно меняем масляный фильтр, устанавливаем все обратно;
  • Если позволяет опыт и знание автомобиля - отсоединяем патрубок подачи масла из радиатора охлаждения в коробку, заводим двигатель и выкачиваем оставшееся в гидротрансформаторе масло (1 - 1,5 литра). Данная процедура не обязательна и если меняете масло не реже, чем раз в 60 тыс. км - от нее можно воздержаться;
  • Затем замеряем общий объем слитого масла, в том числе и из гидроблока, и, через заливное отверстие заливаем равный слитому объем нового масла. Обязательно замеряем уровень масла в коробке;
  • После, на автомобиле с вывешенными в воздухе колесами (поднятом на подъемнике, к примеру), заводим двигатель и плавно переключаем все режимы коробки, переводим так же и в ручное управление, задерживаясь на каждом из режимов примерно на 5 секунд. Так проходим все режимы 2-3 раза. На газ давить не нужно;
  • Далее, снова замеряем уровень масла, если он оказался чуть ниже, ничего страшного, масло просто распределилось по коробке. Доливаем до нужного уровня и можем смело эксплуатировать автомобиль!
Авто
5,66 млн интересуются