Сейчас данное определение зачастую ассоциируют только с Советским Союзом, порой — конкретно с периодом правления И.В. Сталина. Но, конечно, это бред.
Понятие «враг народа» имеет многовековую кровавую историю. И связано оно не с отдельными идеологическими движениями, так как появилось тогда, когда этих ваших коммунистов еще в помине не было.
Можно начать отсчет с античного Рима, где уже существовали не только «враги народа», но и особые «расстрельные списки», именуемые проскрипциями. Римские граждане, попадавшие в подобные бумажки, фактически становились обреченными изгоями. Они лишались всех прав, всего имущества.
Между прочим, многие древнеримские воротилы сколотили на таких списочках состояние: за поимку «врагов народа» полагалась щедрая награда. В целом, проскрипции оказались крайне эффективными методами политического террора.
«...Не посоветовавшись ни с кем из должностных лиц, Сулла тотчас составил список из восьмидесяти имён. Несмотря на всеобщее недовольство, спустя день он включил в список ещё двести двадцать человек, а на третий — опять по меньшей мере столько же. Выступив по этому поводу с речью перед народом, Сулла сказал, что он переписал тех, кого ему удалось вспомнить, а те, кого он сейчас запамятовал, будут внесены в список в следующий раз...» (с) Плутарх о древнеримском диктаторе Сулле
По римскому праву «враги народа» приравнивались к вражеским солдатам, к предателям. Интересно, что в свое время подобная участь могла ожидать самого Гая Юлия Цезаря.
Несколько иная ситуация (больше похожая на наш двадцатый век) возникла в революционной Франции, в конце восемнадцатого века. Пришедшие к власти политические радикалы уничтожали своих врагов под предлогом «защиты революции». Гильотины же позволили якобинцам сотоварищи поставить террор «на поток», уничтожая не только виновных, но и «равнодушных» пачками.
Большим террором во Франции иногда называют события 1794 года, когда революционные трибуналы зверствовали особенно сильно.
Революционеры вели меж собой непримиримую борьбу, на фоне постоянной угрозы внешнего вторжения и стремления роялистов «вернуть все как было».
Но, впрочем, вернемся к коммунистам и к СССР. Революционные идеи Франции оказали немалое влияние и на отечественных «подпольщиков». Широко известно, что Ленин называл царя Николая II «врагом народа» еще в 1905 году.
После Февральской революции термин «враг народа» (часто в сочетании с другими «эпитетами») применялся к защитникам царского строя... или просто к политическим противникам. Так, «врагами народа» в 1917 году стали Л.Г. Корнилов и Н.Н. Духонин.
Дальше — больше. Большевики, как во многом идеологические наследники якобинцев, лепили ярлык «врагов народа» на всех своих недоброжелателей. Белогвардейцы, кадеты, эсеры, кулаки, буржуазия.
Но, в любом случае, понятие «враг народа» всегда было довольно размытым и использовалось для дискредитации политических противников. Разумеется, подобные «подарки судьбы» брали на вооружение авантюристы и карьеристы всех мастей, да и просто психически неуравновешенные граждане.
«...Некоторые лица были просто шарлатанами, которые избрали для себя профессией разоблачение врагов народа. Они терроризировали всех, бесцеремонно заявляя в глаза: «Вот этот — враг народа».
Прикипало к человеку это обвинение, привлекало внимание, органы НКВД начинали разбираться. Следствие, конечно, велось тайно, к человеку приставляли агентуру, а потом доказывали, что это — действительно враг народа...» (с) Н.С. Хрущев. Кстати, сам он, бывший троцкист, был в свое время вполне себе «борцом с врагами народа».
Кстати, само понятие «враг народа» было официально зафиксировано в советской Конституции. И убрали сей термин только с принятием новой Конституции (уже от Брежнева), в 1977 году.
Не следует думать, что понятие исчезло в двадцать первом веке: его, например, употребил президент США Дональд Трамп (по отношению к авторам «новостных фальшивок»)...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.