Найти тему

«Абсолютно несмешно»: Яковлев рассказал о мрачности Гайдая и черновом варианте «Ивана Васильевича»

Выдающийся советский комедиограф Леонид Гайдай во время кастинга для своего фильма «Иван Васильевич меняет профессию» рассматривал на роль Ивана Васильевича нескольких претендентов, среди которых были Евгений Лебедев («Свадьба в Малиновке»), Евгений Евстигнеев («Старики-разбойники») и Георгий Вицин («Самогонщики»). Первый не понравился Гайдаю в роли Бунши, от кандидатуры Евстигнеева режиссера отговорил худсовет, а от Вицина постановщик отказался сам. Когда на пробы решили пригласить Юрия Яковлева, Гайдай поначалу отказался. Сам Яковлев в книге «Между прошлым и будущим» писал, что черновая версия фильма была крайне скучной, медленной, а сам режиссер, снявший такое количество смешных комедий, на съемочной площадке никогда не смеялся.

«Заманчиво было сыграть сразу две роли, да еще у Леонида Гайдая. Он, пожалуй, был единственный и, не побоюсь этого слова, гениальный мастер жанра комедии положений. Вот и сейчас ясно вижу его стул с надписью «Гайдай», всегда стоящий в стороне, сидящего на нем Леонида Иовича, который, обхватив голову руками, придумывает новый трюк», — пишет Яковлев.
«В отличие от режиссеров, говорящих постоянно, спорящих во время съемки, он больше молча смотрел. Останавливал, только когда что-то новое придумал или «надо по-другому». Я удивлялся: как такой мрачный человек снимает комедии? Он не любил анекдотов, трепотни между дублями, никогда не смеялся, как Рязанов, во время смешной сцены», рассказывал актер.

Задачей Яковлева было сыграть Ивана Грозного одновременно могущественным и забавным, а Буншу — образцовым чиновником, «всюду сующим нос недалеким и суетливым маленьким начальником».

«Сняли практически всю картину в черновом варианте, то есть без монтажа. Гайдай позвал группу на просмотр материала. Я посмотрел и расстроился. Все было как-то медленно, разлаженно, особенно в сценах с Куравлевым, что очень обидно, так как Милославский — его персонаж — должен быть живой, подвижный, как ртуть, а тут все как- то вразвалочку, не торопясь. И абсолютно не смешно», — расстроенно отмечал Яковлев.

По его словам, ехал он домой после просмотра чернового варианта в подавленном состоянии и уже приготовился к тому, что фильм окажется провалом.

«Но я совсем не знал гениальной способности Гайдая работать в монтажной. Он был виртуозом, усвоив заповедь Эйзенштейна: «Картина рождается на монтажном столе». Как все сложилось, ожило, заиграло, какой появился ритм! Как он сумел сократить что-то без ущерба для роли, выделить самое удачное, расставить акценты. Просто метаморфоза! Фильм-то до сих пор смотрят, цитируют реплики оттуда и смеются!» — восхищенно пишет «Бунша».
«Не знаю, мог ли кто-либо еще с таким мрачным видом так гениально чувствовать смешное. В 1973 году мы поехали с картиной на фестиваль юмора в Габрово. Там собираются юмористы со всего света, которых на мякине не проведешь. Наш фильм имел огромный успех и получил премию. Так что Гайдай был триумфатором среди тех, кто имеет дело с юмором», — гордо резюмировал Яковлев.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был лидером советского проката в 1973 году — его посмотрели впечатляющие по современным меркам 60 миллионов человек. В США он вышел под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее». Кроме того, в картине последний раз появился на большом экране любимый народом «Шурик»: закрытый по характеру Александр Демьяненко, по словам близких, не особо любил эту роль, потому что считал себя многоплановым артистом, а из-за успеха фильмов Гайдая его воспринимали исключительно как комедийного актера одного образа.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!

#ссср #гайдай #иван васильевич меняет профессию