Выдающийся советский комедиограф Леонид Гайдай во время кастинга для своего фильма «Иван Васильевич меняет профессию» рассматривал на роль Ивана Васильевича нескольких претендентов, среди которых были Евгений Лебедев («Свадьба в Малиновке»), Евгений Евстигнеев («Старики-разбойники») и Георгий Вицин («Самогонщики»). Первый не понравился Гайдаю в роли Бунши, от кандидатуры Евстигнеева режиссера отговорил худсовет, а от Вицина постановщик отказался сам. Когда на пробы решили пригласить Юрия Яковлева, Гайдай поначалу отказался. Сам Яковлев в книге «Между прошлым и будущим» писал, что черновая версия фильма была крайне скучной, медленной, а сам режиссер, снявший такое количество смешных комедий, на съемочной площадке никогда не смеялся.
«Заманчиво было сыграть сразу две роли, да еще у Леонида Гайдая. Он, пожалуй, был единственный и, не побоюсь этого слова, гениальный мастер жанра комедии положений. Вот и сейчас ясно вижу его стул с надписью «Гайдай», всегда стоящий в стороне, сидящего на нем Леонида Иовича, который, обхватив голову руками, придумывает новый трюк», — пишет Яковлев.
«В отличие от режиссеров, говорящих постоянно, спорящих во время съемки, он больше молча смотрел. Останавливал, только когда что-то новое придумал или «надо по-другому». Я удивлялся: как такой мрачный человек снимает комедии? Он не любил анекдотов, трепотни между дублями, никогда не смеялся, как Рязанов, во время смешной сцены», — рассказывал актер.
Задачей Яковлева было сыграть Ивана Грозного одновременно могущественным и забавным, а Буншу — образцовым чиновником, «всюду сующим нос недалеким и суетливым маленьким начальником».
«Сняли практически всю картину в черновом варианте, то есть без монтажа. Гайдай позвал группу на просмотр материала. Я посмотрел и расстроился. Все было как-то медленно, разлаженно, особенно в сценах с Куравлевым, что очень обидно, так как Милославский — его персонаж — должен быть живой, подвижный, как ртуть, а тут все как- то вразвалочку, не торопясь. И абсолютно не смешно», — расстроенно отмечал Яковлев.
По его словам, ехал он домой после просмотра чернового варианта в подавленном состоянии и уже приготовился к тому, что фильм окажется провалом.
«Но я совсем не знал гениальной способности Гайдая работать в монтажной. Он был виртуозом, усвоив заповедь Эйзенштейна: «Картина рождается на монтажном столе». Как все сложилось, ожило, заиграло, какой появился ритм! Как он сумел сократить что-то без ущерба для роли, выделить самое удачное, расставить акценты. Просто метаморфоза! Фильм-то до сих пор смотрят, цитируют реплики оттуда и смеются!» — восхищенно пишет «Бунша».
«Не знаю, мог ли кто-либо еще с таким мрачным видом так гениально чувствовать смешное. В 1973 году мы поехали с картиной на фестиваль юмора в Габрово. Там собираются юмористы со всего света, которых на мякине не проведешь. Наш фильм имел огромный успех и получил премию. Так что Гайдай был триумфатором среди тех, кто имеет дело с юмором», — гордо резюмировал Яковлев.
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был лидером советского проката в 1973 году — его посмотрели впечатляющие по современным меркам 60 миллионов человек. В США он вышел под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее». Кроме того, в картине последний раз появился на большом экране любимый народом «Шурик»: закрытый по характеру Александр Демьяненко, по словам близких, не особо любил эту роль, потому что считал себя многоплановым артистом, а из-за успеха фильмов Гайдая его воспринимали исключительно как комедийного актера одного образа.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!
#ссср #гайдай #иван васильевич меняет профессию