Найти в Дзене
Политпросвет

Русская идея- миф или реальность?

Уже в 1049 г. в своей проповеди «Слово о законе и благодати» первый русский митрополит Илларион говорит о русском народе как этнокультурном органическом целом, т.е. мы имеем дело с одним из первых свидетельств осознания русским народом своей самости. На- роды же Западной Европы осознали свою самость, особость гораздо позже.

Широко развернулась в среде дворянской интеллигенции дискуссия по поводу культурной идентификации России. Эта дискуссия, определившая основное направление развития русской общественной мысли в XIX в., была вызвана не столько спецификой географического положения нашей страны , сколько спецификой ее исторической судьбы. В России со времен реформ Петра Великого сложился достаточно большой слой западно-ориентированного населения (проникнутого комплексом неполноценности перед Западом с его культурой быта, техническими достижениями), понимавшего, что Россия не Запад, но стремившегося СДЕЛАТЬ ее Западом.

Теоретический спор между славянофилами и западниками расколол в XIX в. русское образованное общество, еще раз продемонстрировав, что реально существуют три тенденции в развитии человечества, олицетворенные географическими терминами: Восток, Запад, Россия.

-2

Русский философ В.С. Соловьев полагал, что Восток характеризуется так: «Один господин и мертвая масса рабов (пример чему ислам). Запад же стремится разбить твердыню мертвого единства, дать везде свободу частным формам жизни», что ведет в итоге ко всеобщему эгоизму. Путь же России «примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает внутреннюю тихую жизнь».

-3

Таким образом, задача России, не впадая в крайности тоталитаризма и радикального индивидуализма, обеспечить единство свободных индивидуальностей, основанное не на внешнем принуждении, а на внутреннем стремлении к единству на основе братской любви. Русский человек принципиально отличается как от западного, так и от восточного в самой своей сути. Чисто внешняя жизнь, характерная для западного человека, для русского пуста, лишена смысла.

-4

Однако русский не хочет уходить и в бездну духа, замыкаться в самодостаточности внутренней жизни, как того требует Восток. Русский желает одухотворения внешнего мира, приведения его в соответствие с Правдой, которая в душе (как некая объективная данность, весть от Бога). Россия есть живой целостный организм природы и духа, поэтому стремление к органичной целостности внешнего и внутреннего и составляет стержень русского менталитета, во многом обусловившего специфику русской истории.

Ведь у Руси изначально не было естественных ограждающих рубежей, ее земли были «проходным двором» Евразии, через который тысячелетиями шли волны переселяющихся народов (гунны, авары, готы и кого еще только не было).

Исторически случилось так, что оптимально соответствующей мировоззренческой и религиозной формой русского менталитета стало христианство византийского толка ─ Православие, привнесшее строгую евангельскую иерархию ценностей, задавших стандарты Должного (в отношении мира, человека и понимания Бога). Стандарты Должного ─ это и есть высшая идея, превращающая набор определенных ценностей в систематическое единство.

Сегодня, когда русский народ переживает духовный кризис, происходящий в условиях разрыва традиции, представляется актуальным сравнить две традиционные системы ценностей: западную (в современных условиях концентрированно выражаемую североамериканской культурой) и дореволюционную русскую. Первая обычно обозначается как «Американский путь», а вторая ─ как «Русская идея».

Итак, в качестве базовых ценностей американской культуры уже в «Декларации независимости» 1776 г. провозглашаются индивидуальная свобода, опора на самого себя и счастье (понимаемое как достижение богатства, материального благополучия).

-5

Здесь следует подчеркнуть, что в основе американской культуры лежат ценности религиозные. Американцы ─ это потомки христиан-протестантов, пуритан, эмигрировавших в Америку из Англии (речь идет об основной массе населения, создавшей США). Пуритане верили в божественное предопределение, поэтому специфически понимали свободу. Человек, считали они, полностью предопределен волей Бога, перед которой одиноко и предстоит. Человек всем обязан Богу, он ничего не должен другим людям и ничего не ждет от них. Поэтому свобода по американски ─ это свобода одинокого волка, не имеющего ни привязанностей, ни обязательств в мире, кующего свое счастье в борьбе всех против всех, где каждый сам за себя и только Бог за всех.

Рамки этой борьбы ─ правовое общество, основанное на недоверии к падшей природе человека и его возможности следовать голосу совести, а потому опирающейся на механизмы внешней регламентации общественной жизни, на веру в способность насилием нейтрализовать насилие.

Приумножение богатства есть приумножение Славы Господней, а бедность – наказание за лень. Бог у пуритан никого не милует, т.к. все люди изначально разделены на избранных и проклятых, причем узнать, кто в каком списке, можно только косвенно ─ по успеху в бизнесе. В других странах Запада, где духовной основой оставались католичество или лютеранство, имеются свои нюансы восприятия мира, сказывающиеся на социальнопсихологическом облике отдельных этносов. Однако основа остается единой ─ крайний индивидуализм и антропоцентризм, противопоставляющие человека миру и другим людям.

Что же представлял собой традиционный идеал русского народа ─ Русская идея?

-6

Этот идеал (также как и американский) ─ идеал религиозный, христианский (исходящий, однако, из ортодоксального православного понимания христианства). Русская идея вобрала в себя все лучшее, что помыслил о себе и совершил в истории русский народ за почти 2 тысячелетия своего существования. Русская идея выкристаллизовывалась в трагических испытаниях и муках, этим идеалом народ судил себя и к нему стремился как к Должному. Базовыми ценностями для русского народа были соборность, правда, доброта, любовь, бывшие неотъемлемыми характеристиками СВЯТОСТИ.

В русском религиозном сознании очень рано формируется мессианское убеждение, что русский народ ─ народ богоносец, сохраняющий правую веру и обязанный донести ее другим народам, причем не насилием, а примером праведной жизни. Основой социальной жизни признается не индивидуализм, как на Западе, и не безликое нерасчлененное единство, как на Востоке, а СОБОРНОСТЬ.

-7

Соборность понималась как свободное единение личностей в братской любви и милосердии, основанное на признании абсолютной ценности другого человека, на свободе.

Свобода понималась не как нечто внешнее, а как жизнь по воле, т.е. на основе самоосуществления по органической потребности души и сердца, где запечатлен Бог. Причем внешние рамки воспринимались русским человеком как помехи для души, которая лучше знает, как должно. Именно поэтому Русская идея была направлена не на созидание правовых форм общественной жизни, а на воспитание души в соответствии с евангельскими заповедями, на ее пробуждение в Боге, который есть Истина, Путь и Жизнь. Русский человек исходил поэтому из доверия к личности, к людям, их совести и очень не доверял внешним регламентам, созданным на основе рационального умствования.