Лозунги свободы для демократических Афин не распространялись на женщин. Они видели животных и предметы. Обращаясь как с их собственными вещами, они должны были выполнить все заказы своих мужей. Если они были жертвами изнасилования, их считали прелюбодеями, если они возражали - их часто приговаривали к смертной казни.
Судя по всему, Зевс создал женский пол для уничтожения человечества, и это доказала первая женщина - Пандора. В приданое она получила бочку, из которой она и ее муж выпустили на свет все страдания и болезни. Миф о ящике Пандоры до сих пор широко известен. И интересно, что на самом деле история Евы, Адама и запретного плода райского яблока мало чем отличается от него ...
На протяжении веков положение женщин в греческом мире довольно радикально менялось. На самом деле, известные из «Илиады» и «Одиссеи», они не были заключенными-мужчинами, они принимали сознательные решения, они реально влияли на власть.
Елена Троянская прогуливалась по улицам города, предоставив всем возможность полюбоваться ее красотой. Во времена афинской демократии ее приняли бы за проститутку. Не говоря уже о том, что никто не начнет войну из-за нее, и ни один муж не простит ее предательства.
Услышав, что царь Приам прислушался к совету своей жены Хекабе, и Гектор серьезно поговорил с Андромахой, афиняне в период Перикла рассмеялись.
Кажется, что даже если мужчины в произведениях Гомера включают роман за романом, женщины занимают привилегированное место в его эпосах. Или, по крайней мере, так кажется, потому что в период после Гомера, к женщинам относились как к вечным детям, требующим постоянного наблюдения.
Ошибочность суждений
Согласно постановлениям афинского законодателя Солона (VII-VI век до н.э.), их держали вдали от посторонних. Аналогичные положения были введены во многих других городах-государствах. Женщины и мужчины жили раздельно; даже в совместном доме жены имели отдельные комнаты и чаще спали с детьми, чем со своими мужьями. Снаружи их контакты были ограничены. Афиняне согласились с этим, потому что в мире, в котором даже жертвы изнасилования могут рассматриваться как прелюбодеи, изоляция гарантировала им по крайней мере относительную безопасность.
Семейные отцы присматривали за своими дочерьми. Греческий оратор и политик с 4-го века до нашей эры Эйшин рассказал историю одного из родителей, который, узнав, что его дочь была соблазнена и потеряла свою добродетель до свадьбы, замуровал ее живьем в пустом здании. Не одну, а с ... лошадью. Отец надеялся, что животное в конце концов убьет молодую женщину. Айшин заверил, что развалины этого дома все еще можно найти и их называют «домом девушки».
Это просто древняя городская легенда? Не обязательно. Со своей незамужней дочерью, потерявшей девственность, отец мог делать что угодно: даже бить до синяков или продавать в рабство. В конце концов, брак был вопросом приданого и соглашения между родителями, а не очарованием между любимыми. Соблазнителей незамужних женщин иногда заставляли вступать в брак. Но что, если любовник уже был женат? Девушка, которая случайно потеряла девственность, спасала себя, как могла. Например, она могла посоветовать слуге, что делать, чтобы скрыть этот факт до брачной ночи и продолжать казаться безупречной для жениха.
Философы того времени писали, что местом уважающей себя Афины является ее дом - если она откроет его двери лично, тогда она превратит его в бордель. Для сравнения, в том же пятом веке до нашей эры в Спарте, которая конкурирует с Афинами, не только не нужно было прятать свое лицо от незнакомцев и проводить большую часть своей жизни в женской комнате, но они свободно гуляли по улице, соревновались в физических упражнениях.
Не женские игры
Типичная Афина была домохозяйством; они не посещали праздники. Даже не уверен, могли ли они смотреть театральные представления, хотя о них было много пьес. «Неудивительно, что среди знаменитых гречанок нет ни одной из Афин.
Достойные дамы не путешествовали; «Простые» гречанки даже не могли участвовать в знаменитой олимпиаде. В лучшем случае у них были свои, менее важные соревнования. Только некоторые жрицы появились в Олимпии, и "заочно" присутствовали богатые владельцы колесниц, участвующих в соревнованиях. Таким образом, спартанская принцесса Киниска стала первой женщиной, завоевавшей олимпийские лавры, и это произошло в 396 году до нашей эры. Однако, когда восемь лет спустя Каллипатейра из Родоса замаскировалась под мужчину, чтобы увидеть драку своего сына, и ее разоблачили, ей грозила смертная казнь. Ее пощадили только из-за заслуг и олимпийских триумфов членов ее семьи.
Мало что известно о жизни Аспазии. Она, безусловно, была связана с Периклом, афинским лидером, который бросил свою жену ради нее. Благодаря ее влиянию на политику граждане Афин обвинили ее в занятии проституцией.
Приличные женщины должны были знать свое место. Взять, к примеру, Аспазию, живущую рядом с афинским лидером Периклом. Она приехала из Милета, и встретила Перикла, когда он уже был женат.
Но до того, как это произошло, Аспазия была его наложницей в течение многих лет, потому что ее брак был эффективно ограничен ее иностранными корнями. Однако это не вызвало противоречий среди афинян. Хуже того, она интересовалась политикой и имела знакомства с писателями, философами и государственными деятелями. Именно выпячивание носа за стенами дома и попытки Аспазии повлиять на решения Перикла вызвали негодование и скандал у афинян. Также ее имя «Аспазия», что означает «Поцелуй», использовалось, чтобы издеваться над парой.
Куртизанки
Можно сказать, что половой акт был одним из немногих моментов, когда миры греков и греков объединились. Однако правда в том, что этот союз высветил различия.
Почему? Прежде всего, женское тело рассматривалось как обманчивое, загадочное и лживое - потому что оно было скрыто под слоем одежды, украшений и косметики. Считалось даже, что во время общения они чувствовали больше удовольствия, чем мужчины, - и свидетельство было дано мнением мифического прорицателя Тиресия, которого богиня Гера превратила в женщину на семь лет. Благодаря этому он мог сравнить эротические переживания обоих полов (гадалка сказала, что женщины испытывают удовольствие в девять раз больше, чем мужчины). В-третьих, женщина была приписана пассивной, подчиненной и фактически унижающей достоинство позиции во время самого полового акта.
Жены, к которым афиняне относились как к невежественным, неполноценным версиям человека, также теряли конкуренцию куртизанкам. Проститутки высшего соорта пользовались особым уважением. Они были очень хорошо знакомы с любовью и могли играть на инструментах, показывать шутки и, если необходимо, говорить об искусстве и жизненных вопросах - если бы только у клиента была такая потребность. Не зря мужчины дарили им ценные подарки.
С 4-го века до нашей эры была сохранена противоречивая мысль, приписываемая наиболее известному афинскому оратору Демосфену. Он заявил, что у греков были жены, чтобы обеспечить законное потомство и верных опекунов дома. У них также есть наложницы на ежедневной основе, и они используют куртизанок для удовольствия. Он имел в виду, что греки не будут наслаждаться своими супругами или что они найдут не только удовольствие, но и нечто большее - семью?
Различное положение стало настолько значительным, что сам Аристотель наконец заявил, что их влияние следует предотвратить. Как? Заботясь о лучшем образовании свободных женщин - тогда мужчины не будут искать лучшей женской компании в борделях и симпозиумах.
Даже великие философы не сошлись во мнении о том, как относиться к женщинам и их духовным качествам. Например, Сократ выступал за единство и идентичность добродетели у мужчин и женщин. Аристотель выступил против этого. Не удивительно, что с 4-го века до нашей эры до второго века до н.э. в некоторых греческих городах были службы, известные как «женские надзиратели».
Они предназначались для контроля за поведением более красивого пола не только в общественных местах, но и дома. Они проверяли ее поведение во время религиозных церемоний и одежды - при поездке в город Афины они должны были покрывать свои головы вуалью, шарфом или даже краем пальто. Сегодня это кажется невероятным: мы говорим не о государстве Талибан, а о колыбели нашей цивилизации!
Интересным случаем был также Гортина на Крите, где женщины имели больше прав, чем в других греческих городах-государствах. Там допускались даже браки между свободными женщинами и рабами. Тем временем в Афинах с рабами обращались, как с животными: за убийство своих собственных никто не привлекал гражданина к суду, за убийство кого-то другого - он платил штраф. И афиняне могли не только ассоциироваться с рабами, но даже вступать в брак с иностранцами. Для женщин величайшая греческая политика была, конечно, не самым дружелюбным местом.
За женщинами постоянно следили, жестоко наказывали, и они ничего не могли с этим поделать. Половая забастовка, описанная комедийным писателем Аристофаном в «Лизатрате», позабавила афинян именно потому, что она казалась абсурдной. Как и другое искусство этого автора.