Понятие самой первой фигуры высшего пилотажа приходит к нам с сентября 1913 года, когда русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров в небе над Киевом впервые выполнил фигуру высшего пилотажа "Мёртвая петля", в последующем она будет называться "Петля Нестерова". Чтобы выполнить петлю Нестерова пилоту нужно тянуть ручку на себя до полного оборота самолёта в 360 градусов. Многие другие пилоты не могли выполнить столь тяжёлую для тех лет фигуру высшего пилотажа. Объясняется это тем, что пилоты просто разбивались об землю при попытке выполнить этот трюк. С того момента список фигур высшего пилотажа стал всё пополнятся и пополнятся. Предлагаю рассмотреть все самые известные формы высшего пилотажа.
1) Бочка.
Простейшая фигура высшего пилотажа, для которой достаточно тянуть ручку управления самолётом в левую или в правую сторону, но при этом сохранять скорость и направление самолёта. К слову, эта фигура высшего пилотажа также запросто выполняется на современных вертолётах.
2) Размазанная бочка.
Тоже простая в выполнении фигура высшего пилотажа. Её суть заключается в том, чтобы самолёт перевернулся на 360 градусов продольно оси собственного направления. Суть выполнения в принципе и на практике схожа с «Бочкой».
3) Иммельман.
Очень популярный вид фигуры высшего пилотажа. Для выполнения пилоту нужно сделать полупетлю Нестерова с полубочкой. Такую форму высшего пилотажа часто использовали Британские, Японские и Советские лётчики в период Второй Мировой Войны. Эта фигура славилась и славится среди всех военных пилотов, ведь этот манёвр позволяет уйти из-под обстрела противника, который оказался на хвосте.
4) Колокол.
Очень тяжёлая в выполнении фигура высшего пилотажа. При выполнении пилот должен задрать нос самолёта вертикально по отношению к земле и лететь так пока скорость самолёта не начнёт падать. И когда скорость самолёта упадёт, воздушное судно должно устремиться вниз.
5) Хаммерхед.
Как и "колокол", "хаммерхед" тяжел в выполнении, оно и понятно, т.к принцип выполнения этих фигур высшего пилотажа очень схож. При выполнении фигуры "Хаммерхед" пилоту необходимо задрать нос самолёта вверх и когда скорость начнёт падать сменить направление самолёта влево или вправо, пикируя. (Есть также Ранверсман, принцип выполнения такой же как у Хаммерхеда, но без зависания.) .
6) Кобра Пугачёва.
Такая фигура высшего пилотажа в боевых действиях ещё не использовалась, т.к была придумана совсем недавно Игорем Волком в испытательном полёте. А вот представил людям этот трюк Виктор Пугачёв в 1989 году. Причём интересен тот факт, что при выполнении этой фигуры высшего пилотажа, люди подумали, что на самолёте авария и сейчас воздушное судно уйдёт в штопор, но как оказалось это был элемент для выполнения этого трюка.
Для того, чтобы выполнить кобру Пугачёва пилоту нужно поднять нос самолёта на 110-180 градусов и потом резко отпустить вниз.
7) Плоский Штопор.
Пожалуй самая опасная для выполнения фигура высшего пилотажа из всех перечисленных. Раньше считалось, что из Штопора выйти невозможно, пока в 1916 году это не опроверг Константин Константинович Арцеулов, русский и советский лётчик. Арцеулов специально ввёл свой самолёт "Ньюпор-XXI" в штопор и потом вышел из него, применив свой трюк. Суть этой фигуры высшего пилотажа в том, чтобы самолёт начал снижаться по крутой спирали вниз среднего (для самолётов первого и второго поколения) и небольшого (для третьего и последующих поколений авиации) радиуса. Несмотря на то, что лётчики давно умеют выходить из штопора, этот трюк иногда становится для некоторых пилотов последним...
8) Боевой Разворот.
Всегда применялась и применяется эта фигура высшего пилотажа всеми пилотами, ведь это самый обычный разворот самолёта, один из типов маневрирования в бою. Для выполнения такой фигуры высшего пилотажа самолёт должен сделать разворот на 180 градусов и при этом набрать высоту. Такая форма высшего пилотажа используется для резкой смены направления самолёта в бою.