Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Последние три дома на четной стороне улицы Фрунзе между Красноармейской и Шостаковича (напротив бывшего Штаба ПриВО) сейчас имеют разную этажность.
Между массивных соседей затерялся самый старый и самый миниатюрный из них, известный как особняк Новокрещеновой, построенный в 1909 году самарским архитектором Михаилом Квятковским (ул. Фрунзе, 144).
Но еще в начале 1930-х годов все три дома были двухэтажные, и Новокрещеновский тогда еще доминировал в этой троице, превосходя соседние строения высотой и изысканностью форм. Это видно на фото, сделанном в 1924 году с колокольни тогда еще не снесенного Кафедрального собора.
В двух соседних с Новокрещеновским домах до 1918 года жили брат и сестра – дети Семена Илларионовича Аржанова, одного из богатейших людей Самары, купца первой гильдии. Дом №142 принадлежал сыну Петру, а дом №146 – дочери Александре.
В 1918 году Петр Семенович с братом и племянником уехал в Ташкент, где и умер. Александра Семеновна (в замужестве – Шумова) осталась в Самаре. Возвращение советской власти после нескольких месяцев правления Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) оказалось для нее роковым. Она была расстреляна в собственном доме ворвавшимися красноармейцами.
Простенькая деревянная двухэтажка Петра Аржанова не привлекала внимание фотографов, но иногда попадала в кадр благодаря выгодному соседству. Вот на фото 1909 года слева от особняка Новокрещеновой - стена Аржановского дома.
А это уже конец 1980-х. Поглядите: справа от дома Покидышева (ул. Фрунзе, 140) виднеется фрагмент знакомого деревянного фасада.
А потом случилась реконструкция, и к 1999 году здесь возникло нечто новое, ничего общего не имеющее с предыдущим строением.
Это нечто с высот нашего теперешнего опыта не выдерживает никакой критики, но при этом остается характерным примером архитектуры 90-х.
Особняку Новокрещеновой повезло больше всех. Он дожил до наших дней и даже отреставрирован. В начале 1918 года в особняке разместилась коллегия по формированию Красной армии, а в октябре того же года после ухода белочехов и восстановления советской власти там находилось управление коменданта города. После окончания Гражданской войны особняк передали под квартиры. До недавнего времени в здании размещался Департамент развития туризма Самарской области. Сейчас его частично занимает Самарский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
К слову сказать, это тот самый вуз, который раньше располагался по адресу ул. Фрунзе, 128 в причудливом новоделе.
Что касается усадьбы Александры Шумовой (урожденной Аржановой), то здесь происходили события незаурядные. В 1932 году в незастроенном углу участка вырос яркий образец конструктивизма в исполнении Петра Щербачева, который мы имеем счастье видеть по сей день.
Но первоначально угловой дом имел укороченное крыло по улице Фрунзе – маэстро проявил деликатность по отношению к домику Шумовой, сохранив ему жизнь.
Впрочем, возможно, дело не только в деликатности: как-никак в этом здании располагалась гостиница облисполкома.
Но в 1950-х ситуация изменилась – дом Шумовой вернули в жилой фонд, и произошла метаморфоза.
Вообще-то я настороженно отношусь к слову реконструкция, но когда речь идет о надстройках Марии Мошковой, не перестаю удивляться способности этого архитектора развивать идею предшественника. Вот мой любимый пример, когда Мария Георгиевна надстроила верхний этаж здания, спроектированного ее отцом (дом Гиршфельда, ул. Фрунзе, 75).
Теперь посмотрим, что произошло с двухэтажным домом потомственной почетной гражданки Шумовой.
Обратите внимание на правый нижний угол фасада желтого здания с белыми пилястрами. Два нижних этажа по пять окон в каждом справа – это и есть оригинальный дом, сохраненный Марией Георгиевной в неизменном виде. Всё остальное – её богатая фантазия.
Посмотрите, как повторяется тема спаренных окон между пилястрами. Нижние окна – прямоугольные, верхние - с арочным завершением. Но для разнообразия нижние пилястры рустованные, а верхние гладкие. А как логично продолжает тему арочных завершений арка ворот!
Реконструкция была завершена в 1954 году. В настоящее время это здание считается одним целым с угловым Щербачевским и имеет тот же номер 146. Но зрительно и исторически эти здания воспринимаются как отдельные, поэтому угловой секции я посвящу отдельный рассказ. А пока - перерыв.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Рассказ о причудливом здании самарского филиала петербургского университета - здесь.
Если текст понравился, не сдерживайте себя, поставьте лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о творчестве отца Марии Мошковой.
Ваш Андрей Макаров