Любая война, где бы она не возникала – в семье, в государстве, между народами – это чёрная дыра для людей. И для победителей и для побеждённых. «Ржев» - один из редких фильмов о войне, где нет абсолютно отрицательных героев. В фильме показано, как сила обстоятельств перепахивает душу каждого персонажа, она может поставить человека на грань между жизнью и смертью, и человек поступает так, как он может. Он остаётся правым пред собой, он такой, какой он есть.
Например, охранник Власюк, которого свежо и смело играет Пётр Рогачёв. На мой взгляд - это блестящая работа. В фильме так выстроен образ этого охранника, что в конце вместо возникшей вначале брезгливости, появляется чувство сострадания к персонажу. Не было бы войны, возможно, и не проявились бы во Власюке его животный страх и способность предать. Жил бы себе и жил этот Власюк, имел бы жену, детей, огород и свиней. И со временем, быть может, стал бы «первым» дедом на деревне. Как говорится, каждому своё. Интересно, каким путём оказалась любопытная вещь на руке у Власюка – «трофэй», который он с удовольствием меняет на именное наградное оружие немецкого офицера, сыгравшего такую роковую роль? Так вот по жизни иногда бывает. Надо думать, что приобретаешь, а то, как бы эта вещь тебя же и не сожрала.
В фильме показан бой под Ржевом в начале сороковых.
Во время атаки на немецкие окопы, показан оцепеневший от ужаса молодой ополченец со звёздочкой в руке, который сидит среди погибших и, эадыхаясь, смотрит вокруг, что же это такое творится? А вокруг идёт бой, мчатся мимо него солдаты. Наконец, он поднимается с земли, и убитый падает назад. Камера поднимается вверх. И с высоты видно поле, усеянное русскими. А в центре звезда красноармейца с серпом и молотом на ладошке погибшего мальчика. Звезда мгновенно вплетается в слово и становится на место буквы Ж. Ж – это жизнь. Жизнь – это здесь и сейчас. Завтра может не быть, может не наступить.
Второй такой же ополченец Женя Комов в ответ на похвалу за то, что он не струсил в первом бою и бежал вперёд, сказал:
Дрейфил я, Карцев, еще как дрейфил… А не отставал, потому что больше всего этого и боялся. А еще боялся, что в немца живого не смогу выстрельнуть.
Сколько тебе лет?
Мне семнадцать, я прибавил себе год. У нас в классе почти все мальчики таким образом пробились на фронт. Мы боялись, что вдруг война через год кончится, и мы не успеем…
Для офицера особого отдела Рыкова, который немного постарше Жени, убить человека ничего не стоит, даже русского. У него другие понятия:
Я бывший беспризорник. Государство меня отмыло, отогрело, дало образование. Поставило следить за соблюдением закона. Следить! Чтобы неотвратимость наказания была для всех!
Учителя отмыли бывшего беспризорника до прозрачности в глазах. Таких глаз больше нет ни у одного персонажа в фильме. Надо сказать, хорошо отмыли до скрипа кожи. Ни одной сочувствующей бактерии не осталось. Ох, бактерии – это такая зараза, долго ли можно оставаться отмытым?
Петрович – крестьянин, спокойный, как будто, безропотный, а на самом деле опытный, сильный и принципиальный солдат, у которого есть оружие, но не на виду. На этом фоне, именно на данный момент, пистолет в руке особиста кажется уже не серьёзным аргументом. В воронке на нейтральной полосе арестованный Рыковым Петрович выкладывает свои сомнения в справедливости законов, и рассказывает ему о своей семье. Он говорит, что всегда мечтал о сыне, а Боженька давал только девиц. И в глазах Петровича бывший беспризорник мог бы стать ему сыном, и Рыков почувствовал, что приобретает давно желанного отца. Всё сошлось. Но война есть война, и они оба погибают. Возможно, надо опасаться исполнения заветного желания, как бы это не стало для кого-то последним желанием в жизни.
В фильме есть герой, которого почти невозможно выбить из седла. Это «знатный солдат» Карцев, который и задание выполнит и постарается остаться в живых. Не случайно именно он связной у ротного. А с ротным и с политруком ополченцам повезло.
История с немецкими листовками помогает высветить особенности характера каждого. Мачихин, бывший преподаватель философии, озвучивает вопрос:
А когда Советская власть народу доверяла? Да никогда.
Из-за этого недоверия возникли и железный занавес и глушилки. По мнению идеологов советской власти народу не нужна альтернативная информация. А хорошо бы сделать, как в сказке - не бояться и не прятать «веретено», а научить людей с ним обращаться.
Пропаганда работает безотказно. По поводу немецких листовок идёт короткий разговор двух командиров:
В роте ЧП, боец оставил листовку на закурку
Расстреляли?
Нет.
Почему?
Когда у человека нет защиты от власти, то он ищет эту защиту в вере. И существует какая-то необъяснимая внутренняя связь людей в честном взаимоотношении веры и человека. Вера не власть, поможет. Это слияние человека и веры показано спокойно и не навязчиво в фильме через изображение святого на полуразрушенной стене храма. Этот святой лик появляется в фильме несколько раз только на секунды, всегда неожиданно и в самое непростое для человека время. Можно предположить, что только с помощью высших сил неопытному и безоружному Жене удалось одолеть матёрого немца. Во время схватки на секунду возникает изображение этого святого и так же внезапно исчезает.
В фильме показано, как происходит быстрая трансформация живого, эмоционального человека в безжалостного к врагу солдата. И возникает точка невозврата. Человек уже никогда не станет прежним. Ужас и истерика ополченца-парикмахера от одного вида человеческой крови на его руках - он впервые убил немца. А через несколько часов этот же парикмахер уже хладнокровный солдат у пулемёта. Точка невозврата пройдена.
В фильме нет живых ни детей, ни женщин. Есть только итоги зачистки деревни немцами - убитые дети и женщины в подвалах, разрушенного в тридцатых годах, храма. Удивляет, с каким остервенением немцы дерутся за деревню Овсянниково, как будто эта земля принадлежит не русским, а немцам, и им, новым хозяевам, надо защищать эту пядь земли до последней капли крови. У них ещё и сверхзадача имеется. Немецкий офицер говорит о русских:
Эти свиньи все одинаковы. Ничего, в конце концов, мы научим их убивать друг друга.
Не получилось. Русские заставят немцев понять, в каких иллюзиях они находились, иллюзиях, которые посеяла в их головах фашистская идеология. Уверенные в правоте своих идей, они как то не прислушались к Бисмарку. Предупреждал же он:
Никогда не воюйте с русскими…
Русские долго запрягают, но быстро едут.
У русских с идеологией ещё любопытнее…
Не убий. Это заповедь нашего народа. Поэтому русские долго запрягают, они учатся понимать, что врага надо убить. Ополчение – это не профессиональные военные, поэтому им приходится учиться на ходу. Духовная сила русских такова, что в результате обученные, одетые, накормленные и вооружённые солдаты рейха проиграли, далеко не так хорошо обеспеченным, часто не обученным и просто голодным и недовооружённым русским солдатам. В фильме показано сложное и жестокое время, показано талантливо и с болью за людей. В фильме поставлены острые и глубокие вопросы, в статье - осмысление только их части.
В конце фильма рота будет выполнять приказ - снова взять деревню Овсянниково. Ранним утром бойцы молча идут в сторону деревни по чистому снегу, который прикрыл и поле вчерашнего боя, и неубранные тела погибших.
Они неслышно уходят от зрителя.