За шумом теленовостей потонул, как за деревьями лес, главный вопрос текущего года - что же делало правительство? Его громко заявленный отчет перед президентом перенесен на январь. В чем же не готово отчитаться правительство? В чем суть его экономической стратегии?
Эту суть можно сформулировать словами первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Б.Чубайса: “У России нет денег для проведения промышленной политики”. Промышленная политика - главная составляющая курса стран, преодолевающих экономический и социально - политический кризис. Когда в обществе ухудшается экономическое положение, промышленное производство упало впятеро, резко сокращается число рабочих мест, целые регионы превращаются в зоны экономического бедствия, она настоятельно необходима.
Порочность и бесперспективность этого подхода изложена в работах большинства представителей российской экономической науки. В стране нет достаточных источников накопления для поддержания достигнутого уровня развития, уже имеющиеся капиталы в условиях углубления кризиса конъюнктуры покидают Россию.
Расходы федерального бюджета сократились за 1995 -1996 год с 24,8 % до 12,4% ВВП. ВВП за этот период сократился на 12%. В 1997 году тенденция падения доходов продолжилась. Всё более доходы бюджета формируются за счёт разного рода чрезвычайных поступлений. В июне 1997 года средства Газпрома, полученные от зарубежных кредитов, составили 41% федеральных доходов. В августе, по заявлениям пресс-службы ГНС произошло прогнозировавшееся специалистами налоговых органов падение доходов (план месяца выполнен едва на 50%). Затем собираемость налогов выросла за счет чрезвычайных мер: перерезали курочек, несущих еще хоть какие-то яйца.
Повышение собираемости налогов в летние месяцы 1997 года было достигнуто также благодаря увеличению денежной массы в мае-июне Центральным Банком. За семь месяцев денежная масса (М2) выросла на 24,8% при росте цен 8,4%, т.е. реальный рост составил 14%. По мнению аналитиков администрации президента России это и обеспечило рост собираемости налогов в 1,6 раза.
Рост налоговых доходов не был подкреплён ростом неналоговых доходов. Это не случайно: массовые продажи государственных запасов драгоценных камней и металлов в 1996 году полностью подорвали возможности получения этих доходов. Величина неналоговых доходов в общей структуре доходов федерального бюджета падает: в 1994 г. они составили 4,9%, в 1996 г. - 2,8%, в 1997 г. - 1,4% (ожидается), а в 1998 г. - лишь 0,9% (запланировано).
Доходы от использования государственного имущества или деятельности в общей структуре доходов имеют тенденцию к снижению: в 1995 г. они составили 1,7%, в 1996г. - 1,5%, в 1997 г. - 0,8 % (ожидается), а в 1998 г. - 1,3% (запланировано), что свидетельствует о снижении эффективности распоряжения государственным имуществом. Распродажа государственного имущества и запасов приводит к сокращению неналоговых доходов (в проекте они снижаются с 23,7 млрд. до 12 млрд. на первое полугодие 1998)[1]. Исчерпана и возможность увеличения внутреннего долга.
Неуклонно ухудшаются финансовые показатели работы предприятий. Доля убыточных предприятий выросла в первом полугодии 1997 года с 39,8% до 48,3 % по сравнению с первым полугодием 1996 года. На 1 января 1997 года 1665 предприятий имели задолженность больше 3 млрд. (всего сумма их недоимки 43,8 трлн. руб.) На 1 сентября таких должников уже 2391 предприятий и сумма их долга бюджету 54,85 трлн. руб. Доля налога на прибыль упала с 36 % до 15 % в налоговых доходах. Это приводит к сокращению налогооблагаемой базы.
В итоге расходы составили в 1997 году в первом полугодии 14,2 % ВВП, против 16,15 % ВВП в прошлом 1996 году. Чтобы скрыть эту тенденцию в проекте бюджета на 1998 год увеличиваются доли в ВВП отдельных видов расходов по сравнению с фактическими значениями этого года.
В 1997 году, как и в предыдущие годы, оказались неверными сценарные условия, положенные в основу бюджета. Снижение объёма ВВП в 1996 году против ожидаемого и положенного в основу расчётов бюджета 1997 года составило 44 млрд. руб. В 1997 году вместо реального роста ВВП до 102,2 %, ожидается его стабилизация или сокращение до 98%.
В 1997 году произошло изменение методики расчёта ВВП, объективно завышающее его величину. Поэтому проектировки и прогнозы на 1998 год вызывают сомнения. Ожидать депрессивной стабилизации и тем более экономического роста в 1998 году можно было бы только при росте инвестиционной активности в предыдущем 1997 году. В реальности же объёмы инвестиций по отчётным данным упали за первое полугодие 1997 год на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 1996 года.
Несмотря на заявления о расчёте бюджетного дефицита по международным стандартам, доходы от приватизации включают не в источники погашения дефицита, а в неналоговые доходы. Это не безобидное лукавство, а прямой обман. Разовые поступления маскируют уровень стабильности и размеров реальных ежегодных доходов. А ведь качество бюджетной политики определяется долей стабильных доходов.
Налоговые нагрузки на экономику растут за счёт налогов, угнетающих экономическую активность. Происходит рост акцизов на нефть, потребляемую в России, вводятся налоги с продаж. Хорошо известна угнетающая роль косвенных налогов. Поэтому в прогнозе сводного финансового баланса даже Правительство предрекает падение НДС на 5,1 млрд. руб. Реально оно будет вчетверо больше.
Примером ненадёжных бюджетных проектировок является финансирование оборонных расходов и военной реформы. В 1996 году на оборону и военную реформу было истрачено 136 трлн. руб., в т.ч. около 30 трлн. руб. в долг. В 1997 году ожидаемое исполнение 67,2 трлн. руб. на оборону и 2,5 - на военную реформу. Вместо обещанных бюджетом 1997 года 3,32 % ВВП будет выделено 2,72 % ВВП. В 1998 году обещано 2,97 % ВВП. Это означает снижение бюджетных обещаний по сравнению с обещаниями 1997 - 1996 года и сокращение реальных средств по сравнению с 1996 годом. Откуда же взять уверенность в выполнимости этих обещаний?
К примеру, для увольняющихся из армии по данным Госкомстата передано за первое полугодие 3374 квартиры (92% от аналогичного периода 96 года, или 52 % от уровня 1995). За это время очередь нуждающихся выросла со 158 до 161 тыс. семей. То есть жилья строят ничтожно мало, очередь растёт намного быстрей. А в 1998 году будет уволено 300- 500 тыс. военных. Им всем вроде как положены пенсия и жильё…
Падение налоговых и неналоговых доходов Правительство компенсирует активной распродажей государственного имущества. Список приватизированных предприятий включает объектов по рыночной стоимости на порядок превышающие бюджетные задания по приватизации (6,125 млрд. руб. и около 65 млрд. руб. соответственно).
Необходимо отметить в этом списке большое количество оборонных предприятий и естественных монополистов (“Транснефть”, ”Связьинвест”, крупнейшие международные аэропорты). Передача структур-монополистов в частные руки означает автоматический рост тарифов. Если сегодня монополии просто обеспечивают уровень зарплаты, относительно высокий для России, и при этом активно проедают основные фонды, то частные инвесторы увеличат капиталовложения ради сохранения основных фондов. Естественно, попытаются они получить и прибыль. Попытки же ограничить инвестиционную деятельность спровоцируют их только к усиленному расхищения активов.
В прогнозе на 1997 год Правительство отмечало: “Отсутствие класса реальных собственников, заинтересованных не только в получении дивидендов, но и долгосрочном развитии”. Такое отсутствие - прямой результат неверно выбранного варианта приватизации. В стране отсутствуют крупные стратегические собственники, способные разрабатывать и реализовывать долгосрочную стратегию развития. В России зарегистрировано 35 финансово-промышленных групп (ФПГ), однако все они находятся в стадии становления, имеют рыхлую структуру, несопоставимы по размерам с иностранными конкурентами. Только РАО “Газпром” входит в 500 крупнейших компаний мира. Это означает, что не созданы институциональные предпосылки экономического роста.
Такая политика не удовлетворяет уже даже МВФ, который жмется с выдачей РФ обещанных кредитов. Не удовлетворяет она западные деловые и политические круги, со страхом наблюдающие, как Россия катится в пропасть и предвидящие катастрофические последствия этого процесса для всего мира. Не устраивает она никого в России. Кроме одного человека.
В Российской Федерации все делается для человека, все ради человека, все - на благо человека. Мы все знаем имя этого человека. Именно перед ним будет вскоре отчитываться в своей успешной работе правительство.
Евгений Гильбо,
руководитель центра по разработке комплексных экономических программ «Модернизация»