За последний месяц я проглотила сразу несколько недурственных испанских триллеров. Оказывается, на родине фламенко и корриды знают толк в изврaщенияx в психологическом кино. Причем местные сценаристы и режиссеры не боятся забредать в самые темные и в самые неприглядные чащобы человеческой натуры, куда даже страшно соваться без путеводителя. И это само по себе удивительно! Ведь вроде бы радостный и веселый народ: пьют вино, закусывают оливками, греются на солнышке. А в перерывах между этими занятиями, как выясняется, клепают совершенно депрессняковые и мрачные фильмы. Например, такие как «Платформа» (2019) или «Крепкий сон» (2011), о содержании которого я коротенько поведаю вам далее.
Сезар работает консьержем в жилом многоквартирном доме. Мы видим, как он просыпается в 5.00, чистит зубы, одевается, собирает рюкзак и спускается на первой этаж, где занимает место у себя за конторкой. А в постели, которую он покинул, остается привлекательная девушка Клара. Она встает на пару часов позже и неизбежно встречает Сезара при выходе из подъезда: они весьма приветливы друг с другом, но как-то уж больно официальны в общении для людей, разделяющих одну кровать… «Что за фигня?!» – думает смущенный и несколько дезориентированный зритель. «Что за фигня?!» – думает Клара, понимая, что ей все тяжелей и тяжелей просыпаться по утрам. «Что за фигня?!» – думает Сезар, когда на горизонте обрисовывается настоящий бойфренд Клары, начинающий подозревать неладное...
А все дело в том, что Сезар, мягко говоря, немножко не в себе. И так уж вышло, что Кларе «повезло» стать его навязчивой идей. Располагая ключами от всех квартир, незваный гость ежевечерне заглядывал в чужую опочивальню и «заигрывался» все больше, стараясь испортить жизнь улыбчивой Кларе, которая – вот ведь зараза! – не замечала его в упор, пребывая в твердом уме и здравой памяти, то есть находясь в сознании.
...К какому финалу придут все упомянутые фигуранты, вы узнаете где-то через полтора часа от начала фильма. Я же со своей стороны хочу отметить острое чувство дискомфорта, которые испытывала на всем протяжении просмотра и которое, скорее всего, коснется и вас. Ведь ощущение утраченного контроля и полной беспомощности – это сущий кошмар для любого человека. Эти фобии создатели триллеров и ужасов эксплуатируют на полную катушку. В ход идут любые ухищрения: веревки/цепи/изолента, обмороки, удары по голове или применение дурманящих препаратов, к которым и прибегнул Сезар в своих «ухаживаниях» за Кларой… Вариантов того, что может случиться с человеком, пока он в отключке, превеликое множество. И «Крепкий сон» лишь представит вам один из них, взяв за основу одержимость психически нездорового персонажа, который к тому же обладал хитростью и изобретательностью.
Оттого желать вам «приятного просмотра» в свете всего увиденного я, пожалуй, не стану. Многие сцены рискуют показаться гадкими или шокирующими, не смотря на то, что сценарист и режиссер благоразумно воздержались от демонстрации какого-то откровенного непотребства. Хотя легче от этого не становится: все, что останется за кадром, вы непременно додумаете с легкой руки Сезара, а сам фильм наверняка произведет на вас неизгладимое впечатление.
ПС. Другие картины по теме: «Человек-невидимка» и «Берлинский синдром».