И правда, не верьте! Почему я пишу сегодня об этом? Я приехала на БАМ в 21-летнем возрасте в 1984 г. и прожила там 31 год, потому когда меня спросили родственники с Белоруссии, правда ли, что дорогу построили "зэки", я задумалась. Всегда подчеркиваю, что не могу судить о тех событиях, которых не видела и тем более не участвовала, но тут скажу, что в нашем городке все были приезжими со всех уголков СССР, кто в самом начале в 1974 г, кто позже и ими самими город и был построен, то есть абсолютно гражданскими людьми. Поговорите с теми, кто был участником этой стройки, слава Богу, основное большинство их сегодня пусть немолодые же, но живы и здоровы.
Ныне действующая Байкало-Амурская магистраль, то есть ее большая протяженность, это, можно сказать, действительно "детище" гражданских строителей, в основном, советского комсомола и на восточных участках еще и железнодорожных батальонов. Действительно, для начала строительства дороги в 1932 г. были отправлены заключенные ГУЛАГа, шесть исправительно-трудовых лагерей стали Бамлагом, никто не умаляет адский труд осужденных, при чем многих несправедливо, но во время Великой Отечественной войны металла, без которого стране было никак, не хватало и часть путей в 1942 г. была разобрана и отправлена на оборонные нужды. Затем в 1945 г. в постоянную эксплуатацию были сданы участки Комсомольск-на Амуре - Советская Гавань, в 1958 г. - участок Тайшет - Братск - Усть -Кут, работы производились, в основном, заключенными. Это, конечно, неоспоримый факт, что при сталинском режиме простыми руками этих людей, живших в неволе и лишениях, было сделано колоссально много, в том числе, положено начало бамовской дороги.
Потом стройка "затихла" и в апреле 1974 г. Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, куда со всех уголков нашей необъятной Родины ехала молодежь и не только, и в 1985 г. железная дорога дорога стала носить имя Ленинского комсомола, а после развала СССР ее передали Восточно-Сибирской и Дальневосточной ж/д. Да, БАМ - самый дорогостоящий проект советского правительства, но это и одна из крупнейших магистралей мира с самым длинным по протяженности в России Северомуйским тоннелем, который строился с перерывами 26 лет и рассчитан на 100 лет эксплуатации, не прикажи Союз долго жить, не было бы и этих перерывов. Выдержка из Википедии: "Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов (до его открытия такие составы приходилось расцеплять и перемещать через обход частями). По состоянию на 2010 год время в пути на участке сократилось с 2 часов до 20–25 минут, тоннель за сутки пропускал 14–16 составов." И сама дорога, согласитесь, дала возможность соединить далекие друг от друга пространства нашей огромной страны, что очень важно для простого пассажира. А мое личное мнение, что после перестройки и потом наступившего правления новых "умов" не только БАМ стал нерентабельным, вся страна в этом ужасном хаосе стала нерентабельной. Сейчас настало время отрезвления и если бы это была дорога в "никуда", то в 2019 г. не начались бы работы по строительству второго тоннеля, также был продолжен проект АЯМа - Амуро-Якутской магистрали, начатый в 1985 г. Так что, БАМ нужен, как и остальные проекты, просто в их осуществление о вкладывать средства и развивать!
А когда в 74 г. все начиналось, вся страна повалила на стройку века! Кто-то ехал за целевым чеком, чтобы на "Большой Земле" купить по нему автомобиль и через три года вернуться на малую Родину, но многие поехали не за деньгами, а, правда, за туманом и за запахом тайги, но и те и другие вросли корнями в эту землю и остались в ставшем для них родным, уголке, который они строили и создавали сами. Конечно, были и такие, которые гнались за наградами и славой, но большинство были люди работящие, надежные, готовые ради общего дела стоять и день и ночь, и таких среди моих друзей, знакомых, коллег тоже много, я ценю их, я горжусь ими и благодарна БАМу, что он свел меня с ними на северном берегу Священного моря под названием Байкал. Многие остались там, многие разъехались, но мы все на связи и всегда шутим, что мы - русские, татары, украинцы, казахи, белорусы, буряты, армяне и т.д., мы все одной - бамовской национальности.
Что было примечательным - каждый поселок на БАМе строился республикой, областью или городом Советского Союза: Азербайджанская ССР - станция Улькан в Иркутской области и станция Ангоя в Бурятии, Армения - Кюхельбекерская и Звездная, Белоруссия - Муякан, Грузия - Икабья и Ния, Казахстан - Новая Чара, Латвия - Таксимо, Литва - Новый Уоян, Молдавия - Алонка, Туркмения - Ларба, Таджикистан - Солони, Узбекистан - Куанда и Леприндо, Украина - Новый Ургал, Эстония - Кичера... Такое все родное, как в песне Антонова, от их названий ласковых становится теплей... Не буду перечислять "подшефные" станции областей СССР, но скажу, что шефы столицы БАМа Тынды - это Москва, а нашего Северобайкальска - Ленинград (Санкт-Петербург). Будто какое-то провидение, БАМ словно оставил России своего рода след каждой ее "сестры" по Союзу, которого уже нет почти тридцать лет. В архитектуре железнодорожных вокзалов были элементы национального колорита республик и строящиеся жилые дома были похожи на те, что были там на "Большой Земле". Жалко, что после 90-х многие поселки были просто сметены с лица земли в прямом смысле этого слова, но увы, это уже обыденность нашей новой капиталистической действительности, - умирающие и уже умершие когда-то динамично развивающиеся при СССР поселки, села и деревни, про которые, к сожаленью, в скором будущем, никто и не вспомнит...
Так что, много всего было за период той власти, которую теперь "обзывают" совковой, но она была такая же, как и ее предшественницы с ошибками, плюсами и минусами, но хочу подчеркнуть, что при всех ее победах и промахах , она все время СОЗИДАЛА. И я вам всем честно говорю, что БАМ с 1974 г. строили советские люди, которые в большинстве своем были тогда молодыми комсомольцами, непоседы и большие романтики, верившие, что БАМ - дорога в будущее! БАМ - это настоящее братство, это дружба, это дорога мужества! И несмотря ни на что, сегодня те комсомольцы и не комсомольцы ни о чем не жалеют и если повернуть время вспять, они бы также откликнулись на призыв:"Даешь БАМ!" и они его дали!
P. S. Из речи президента РФ Путин В. В. в 2014 г. в день 40-летия принятия решения о строительстве железной дороги:" БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народно-хозяйственное. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали. Безусловно, они совершили трудовой подвиг, это без всякого сомнения. К сожалению, в 90-х годах возникли трудности известные, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но это всё с началом двухтысячных годов, в середине двухтысячных годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает."