Мальчишка 13 лет, Исаак Левитан (1860-1900), поступил следом за старшим братом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На жизнь семье еле-еле хватало, а когда умерла мать и тяжело заболел отец, стало еще хуже. Братьям ввиду крайней бедности помогали — товарищи собирали им деньги, а за большие успехи в искусстве училище не брало с них плату за обучение.
Саврасов (автор прославленной картины «Грачи прилетели») прочил Левитану славу одного из выдающихся французских пейзажистов Камиля Коро.
Друг Левитана живописец Михаил Нестеров вспоминал: ему «давалось всё легко, тем не менее работал он упорно, с большой выдержкой. ... Вообще Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий. Его неоконченный «Симонов монастырь», взятый с противоположного берега Москва-реки, приняли как некое откровение».
В те времена Левитан — нищий голодный мальчишка, внук раввина из местечка Кибарты (сейчас Литва) — ночевал в холодных классах училища на Мясницкой. Но и на этом беды юноши не закончились. Спустя несколько лет — после покушения революционером-народником (вовсе не евреем) на императора Александра II — выходит указ, запрещающий евреям жить в столице. Полиция выселяет молодого художника, подающего большие надежды, в Салтыковку (сейчас микрорайон Балашихи).
Все лето Левитан ходил босиком, ему не хватало денег на новую обувь и одежду. Потому он и прятался от праздных дачников, предпочитая скрываться и писать этюды на дачном пруду.
«Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протертые подметки»...
К. Паустовский
Как-то раз осенью в сумерках он повстречал незнакомку. Ее руки белели из-под черных кружев. Начался дождик, тот самый редкий осенний, что может идти долго-долго. Молодая женщина расправила зонтик и пошла к станции. Увидев босые ноги Левитана, она приподняла зонт, чтобы не задеть человека. Ее лицо художнику показалось очень красивым и знакомым. Левитан вернулся в свою каморку и... написал этой же осенью свою первую картину, где золотая осень буквально вторгается на нас с полотна.
«Осенний день в Сокольниках» — один из немногих пейзажей Левитана, где присутствует фигура человека. И то она была написана не самим художником, а его другом по училищу Николаем Чеховым, братом известного писателя.
Подобное сотрудничество было не ново. Пейзаж для «Охотников на привале» Перова написал Саврасов, медведей на шишкинском «Утре в сосновом лесу» — Савицкий, на марине Айвазовского Пушкина писал сам Репин.
Картину «Осенний день в Сокольниках» заметил меценат Павел Михайлович Третьяков и вскоре купил в свою коллекцию. Казалось бы, миновали тяжелые дни, которые принесли Левитану немало огорчений, и началась славная творческая пушкинская «болдинская осень». Левитан и вправду много рисовал, писал натуры в Останкино. Он детально, в мельчайших подробностях изучал ландшафт тех мест.
А если не рисовал, то часами мог бродить по окрестностям со своей собакой Вестой.
Когда Левитану исполнилось 24 года, он окончил училище, но звания художника так и не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Первое время Левитан жил в деревне Максимовке, а затем по настоянию Антона Павловича переехал в небольшой флигелек к нам в Бабкино. На этом домике Антон Павлович повесил шутливую вывеску «Ссудная касса купца Левитана». Никто без смеха не мог пройти мимо.
Мария Павловна Чехова, сестра Антона Чехова, педагог, создательница музея в Ялте
Как бы то ни было, зимой здоровье Левитана резко пошатнулось. К нему заходил только что кончивший курс молодой врач Антон Павлович Чехов. Друзья по очереди дежурили у его постели. Поправившись, Левитан едет в Крым...
Первооткрыватель красот южного Крыма
Художник очарован южной природой. Какого прекрасного опалового цвета моря. А этот цветущий миндаль или задумчиво покачивающийся кипарис!.. А горы!..
Левитана поражают чистые краски.
Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.
Константин Паустовский
За время поездки Левитан нарисовал около 50 крымских этюдов, и уже будучи в Москве отправил их на Периодическую (временную) выставку, вторую по популярности после Передвижной. Этюды были раскуплены буквально за считаные часы. Впечатляющий успех!
Возможно благодаря творению художника многие наконец-то прочувствовали, восприняли нашу южную природу.
Ох уж эти критики
Почему вы не нарисуете на этом лугу породистую корову, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаза.
Примерно так, как хозяйка меблированной комнаты, за которую приходилось расплачиваться картинами, говорили все. А некоторые критики требовали оживить пейзаж гусями.
Левитан же думал о том, как наполнить полотна солнцем, чтобы оно залило своим светом каждую березку на холсте.
После Крыма художник решает осуществить свою давнюю мечту и отправляется в путешествие по Волге...
Продолжение следует...