На первом этапе захватывает беспокойство. В голове шквал вопросов, которые поднимают тревожность, но не дают действовать рационально: «Мой бизнес закроют?», «А сколько это продлится?», «А вдруг, это конец?», «А как же мои планы?».
Только малая часть предпринимателей способна в первые дни взять себя в руки и начать думать, как справиться с нестандартной ситуацией. Такие люди задают правильные вопросы: «У меня есть средства, чтобы выжить?», «Сколько я продержусь – месяц или два?», «Как мне сократить расходы, но сохранить персонал?», «Что сейчас будет самым востребованным?».
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЕННОЕ УСПОКОЕНИЕ
На самом деле это защитный механизм психики
После анализа ситуации мы думаем примерно так: «Хорошо, я могу справиться, это не страшно», «У меня есть средства, я выживу», «Скоро все нормализуется». Наступает фаза действий: «Да, мы организуем еду на вынос/ваучеры! Это сработает!».
Здесь очень легко попасть в ловушку отрицания. Дескать «Я не вижу проблемы! Мы справимся с любым кризисом в одиночку!».
Но кризис развивается динамично, со временем появляется ряд дополнительных ограничений, которые не учли на первых порах, а очередь клиентов, наоборот, не растет.
ЭТАП БЕСПОКОЙСТВА ЗА ОТСУТСТВИЕ ЧУВСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
Самооценка падает, а вместе с ней и активность. Наступает момент беспомощности, снова появляются вопросы, смогу ли я справиться.
На этом этапе легко попасть в другую ловушку – разочарование, то есть уход от проблемы. Кто-то начинает говорить: «Я закрываю кафе», «Я отказываюсь от этого дела», «Я найду другую профессию», «Я буду работать в офисе, и мне будет проще».
Прежде чем принять окончательное решение, люди медлят, но ничего не делают нового, чтобы остаться на плаву.
Угроза растет в первую очередь в голове. Текущая деятельность не приносит ожидаемых результатов, клиенты не покупают ваучеры, рассчитанных средств недостаточно, чтобы остаться на месяц или два, и подрядчики не согласятся отложить платежи.
Желание отказаться (сбежать) растет с геометрической прогрессией. Еще можно выбрать другой путь – принимать более активное участие в поиске решений, объединяться с другими предпринимателями.
Какой путь мы выбираем, зависит от нашего темперамента, опыта, креативности или смелости, а также от навыков межличностного общения, которые значительно облегчают поиск новых решений в изменяющейся среде.
Дальше мы начинаем получать сигналы от СМИ, что общество может измениться после карантина, кошельки людей для дорогих услуг опустеют. Угроза поднимается еще выше.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО ВИНЫ
Мы начинаем признавать, что мир действительно меняется и нет пути назад, долги растут, а потерянные доходы невозможно восстановить.
Также могут возникнуть угрызения совести: «Я строил бизнес за счет семьи», «Я вложил сюда всю свою собственность», «Я должен был откладывать больше».
Государственной помощи недостаточно, веры, что все скоро закончится меньше, тяжелые эмоции душат, терпение заканчивается, держать себя в руках больше нет сил и денег, сложно принимать стратегически верные решения. На этом этапе снова возникает ловушка попадания в состояние разочарования, а следовательно – закрытия и ухода.
Заключительный этап
Обычно возможны два сценария развития:
Первый: мы собираемся с силами, игнорируем изменения и пытаемся вернуться к тем временам, когда они еще не произошли. То есть к прежнему количеству клиентов, стоимости услуг, подходу к работе, подаче, доставке, прежним ожиданиям нас самих, сотрудников и людей. К сожалению, движение в этом направлении приведет к разочарованию и полному краху. Потому что среда уже изменилась, клиенты вернутся из карантина другими с повышенным уровнем беспокойства. У них было время подумать о здоровье и гигиене, семейном бюджете и целях на будущее. Теперь они могут гораздо реже появляться в ресторанах, магазинах и т.д. Многие люди испытают страх контакта и будут еще долго держать дистанцию. Если не учитывать эти факторы, нас ждет огромное разочарование и банкротство.
Второй: мы примиряемся с мыслью: «Я многое пережил, я хочу пойти дальше, я узнаю новую ситуацию, новые ожидания, я отреагирую на потребности клиентов, я справлюсь, у меня за спиной замечательные люди, а если потребуется, я найду новых». Дальше мы позволяем себе внести изменения в стратегию бизнеса, подход, услуги, а затем перейти к предпоследней стадии.
Важно! Есть еще одна ловушка этого этапа – агрессия к себе и/или другим людям.
Например, оскорбление себя, своих сотрудников, партнеров, прекращение деловых отношений. Нежелание признавать, что мне нужна помощь, подавление возникающих чувств и состояний, в том числе попытка задушить эмоции алкоголем, чтобы уменьшить напряжение, желание «отрезать» себя от проблемы.
ФИНАЛ: постепенное принятие. Продолжая меняться, мы пробуем новые решения, узнаем друг друга и вместе формируем новое пространство для совместной работы. Мы учимся прислушиваться к потребностям клиентов, а также к собственным эмоциям и не осуждать себя за них.
Мы начинаем понимать, как влияем на результат своим настроем, гибким мышлением. Замечаем, как расширяется наш список допущений в жизни, соответственно, меняется/упрощается мир вокруг, потому что наши действия также влияют на окружающую среду. Очень важно на этом этапе изменений постоянно анализировать свои мысли и потребности. Видеть не только чего я лишаюсь, а что приобретаю.
Выживут предприниматели, менеджеры, управленцы, которые выработают в себе позицию: «Я иду вперед, принимаю решения, соответствующие новой ситуации, новой среде, новому мне и новому миру. Я буду говорить об услугах моего бизнеса по-новому, налажу отношения с клиентами, которые также прошли через кризис и изменения, моя работа снова приносит мне удовлетворение, потому что это эффективно».
Это последний этап изменений, который всегда появляется, если люди не попадают в ловушку отрицания, разочарования или враждебности.
Многое зависит от нашей готовности измениться и принять, что это произойдет. Отрицание естественным образом защищают нас от сложных эмоций, но оно не спасет от факта, что кризис произошел.