Найти в Дзене
Училка на самокате

Синдром матшкольника: когда ты больше не самый умный

Снова о школе, а точнее, о профильных классах. Предупреждение: я буду называть состояние "синдром матшкольника", потому что лично я наблюдаю его именно в математических классах. Это совершенно не означает, что такой эффект характерен исключительно при изучении математики, более того, я уверена, что это не так. Начну с личной истории. В своей школе с углублённым изучением английского языка на математике я была звездой. Если я вдруг не могла сходу что-то решить, значит, и никто из моих одноклассников тоже не мог. А уж ситуация, при которой я не понимала объяснения учителя, казалась мне просто немыслимой.
Первый этап сурового отрезвления случился при попытке написать мартовскую олимпиаду в МГУ, в ходе которой выяснилось, что число задач, которое я могу там решить, равно 1. И то неправильно. Я испытала неприятное удивление, изрядно в итоге нервничала на вступительных экзаменах в родной мехмат, но потом поступила (не с олимпиады, естественно) и успокоилась. Кажется, не тупая.
А потом на ме

Снова о школе, а точнее, о профильных классах.

Предупреждение: я буду называть состояние "синдром матшкольника", потому что лично я наблюдаю его именно в математических классах. Это совершенно не означает, что такой эффект характерен исключительно при изучении математики, более того, я уверена, что это не так.

Это один и тот же ребёнок
Это один и тот же ребёнок

Начну с личной истории. В своей школе с углублённым изучением английского языка на математике я была звездой. Если я вдруг не могла сходу что-то решить, значит, и никто из моих одноклассников тоже не мог. А уж ситуация, при которой я не понимала объяснения учителя, казалась мне просто немыслимой.
Первый этап сурового отрезвления случился при попытке написать мартовскую олимпиаду в МГУ, в ходе которой выяснилось, что число задач, которое я могу там решить, равно 1. И то неправильно. Я испытала неприятное удивление, изрядно в итоге нервничала на вступительных экзаменах в родной мехмат, но потом поступила (не с олимпиады, естественно) и успокоилась. Кажется, не тупая.
А потом на мехмате начался первый курс... И обнаружилось, что я не знаю вообще ничего. Что я в принципе не в состоянии понять, почему вот этот набор утверждений является доказательством, и уж тем более, как до него дойти. И - что ещё хуже - я окружена людьми, которые это понимают, так что, кажется, это со мной что-то не так. И вот это вот осознание, что я больше не самая умная, более того, место мне в общей иерархии где-то ближе к концу, изрядно отравило мне первый курс студенчества. История в итоге закончилась хорошо: мозг нужным образом перестроился, понимание пришло, и проблемы с учёбой закончились. Я получила диплом, устроилась на работу и теперь регулярно наблюдаю тот же эффект у школьников разных возрастов. Потому что, естественно, я не уникальная снежинка, а словила банальный синдром матшкольника, просто довольно поздно.

Клиническая картина

Берём ребёнка, щёлкающего задачи базового уровня в условном 6 "А" и на следующий год определяем его в 7 "Б" с углублённым изучением математики. И даём ему впервые в жизни решать олимпиадные задачи или просто задачи продвинутого уровня. Ребёнок впервые в жизни начинает ошибаться на уроках математики, расстраивается, чувствует себя каким-то глупым. Родители переживают, приходят к учителю и взволнованно рассказывают, что "да у него в жизни ни одной тройки не было", проводят дома воспитательные беседы разной степени эффективности. Продолжается всё это безобразие довольно долго, а потом...

Варианты выздоровления

1. Приходит понимание
К новому уровню сложности вполне можно адаптироваться, и многие дети это успешно делают. Особенно, если повезло с коллективом и учителем. Но на это нужно время.

2. Приходит смирение
Иногда ты просто больше не самый умный, и это нормально. Можно учиться и на четвёрки. А иногда и тройка - победа. К этому привыкает и ребёнок, и его родители. Но на это нужно время.

3. Уходит мотивация
Это плохой вариант, но, увы, не редкий. Раз ничего не получается - то не буду и пытаться. При адекватном развитии ситуации ребёнок уходит из условного 7 "Б". При неадекватном остаётся, но польза получается довольно сомнительной.

Профилактика и лечение

1. Если ребёнку тяжело поступить, то ему будет тяжело учиться.
Это не означает, что поступать не нужно. Но лучше делать это с открытыми глазами.

2. Не нагнетайте
Школьник нагнетёт и сам, а от родных ему лучше бы получать поддержку, а не упрёки.

3. Не отмахивайтесь
Уверена, в течение всего текста часть читателей пожимала плечами: "Да кому вообще важны эти оценки?", "Можно подумать, кому-то нужна эта ваша математика", "Тоже мне, выдумали проблему" и т.д. Дети в Африке голодают, а ты тут из-за тройки по алгебре страдаешь, странный какой. КПД такого подхода аналогичен бессмертному: "Ты переживаешь? Не переживай!"

Позитивные моменты

А они есть.

Мысль об исключительности собственного интеллекта очень приятна. Но это иллюзия, и лучше бы жить без неё.

Получать результаты, не прикладывая усилий, - очень приятно. Но уметь работать тоже надо. Синдром матшкольника может стать отличной мотивацией немножко погрызть землю зубами. Это крайне полезно.

Вместо заключения

Этот текст не является призывом держать школьников подальше от матклассов. Учиться в матклассе - здорово. Ты окружён единомышленниками, вокруг тебя всякая интересная движуха типа олимпиад, матбоёв, регат и летних школ. Плюс, конечно, углублённая программа, весьма полезная для дальнейшего поступления. Всё это легко может перевесить неприятные ощущения. А может и не перевесить.

Моя задача была скорее в том, чтобы развеять миф о том, что маткласс - это такое волшебное место, где у всех учеников пятёрка по математике. Или хотя бы просто нет с математикой проблем. Это даже близко не соответствует действительности. Хуже того, у многих школьников проблемы с учёбой начинаются именно после поступления в профильный класс.

А в какой момент своей жизни вы поняли, что не самый умный? Как вам этот опыт? Есть ли способы сделать его менее болезненным?