Найти в Дзене
Гильбо ФК

Плохому министру финансы мешают?

Отставка Чубайса с одного из множества занимаемых им постов была воспринята Россией как уступка со стороны Ельцина народному мнению, хотя и половинчатая. На самом деле ее цель совершенно другая - замять вопрос о фактическом провале всей финансовой политики Ельцина и его правительства за 1997 год. Теперь виноватых нет: старый министр уже отставлен, новый только-только назначен и ни за что не отвечает.
В 1997 году Ельцин распорядился, а Чубайс подрядился выплатить все пенсии, затем зарплаты военным, а к концу года - и всем бюджетникам. Как мы и предсказывали, ситуация ухудшилась по сравнению с 1996 годом. Задолженность по пенсиям за счет роста задолженности по зарплатам несколько сократилась (что было выдано за полную их выплату), а затем вновь стала катастрофически расти. Задолженность по зарплатам за год в целом выросла довольно существенно. Соответственно выросло и количество забастовок. Тем не менее правительство рапортует Ельцину, что его указания в основном выполнены. Интересно, что в этих указаниях считают основным?
Интересно и то, что полностью подтвердились (который год подряд) не только наши прогнозы о провале поставленных правительством задач, но и все количественные прогнозы. Надеюсь, читатели еще не забыли мои годичной давности комментарии к проекту бюджета на 1997 год. Там говорилось, что недобор налогов составит 150 триллионов против плана. В 102 триллионах правительство созналось уже весной, внеся закон о секвестре. Оставшиеся 48 всплывают аккурат к концу года.
Недобор составит не 149 и не 151, а именно 150 триллионов. Нашу оценку многие сичтали приблизительной, наверное из-за того, что число получилось круглое. Тем не менее прогноз оправдывается точно. Естественно, также точно оправдывается и прогноз по росту долгов по зарплатам и по недофинансированию бюджета.
Столь же точно совпали с реальностью наши прогнозы сокращения внутреннего товарооборота и, соответственно, импорта потребительских товаров. Ельцин сам с удивлением указал на этот факт в Китае, отметив его недопустимость и необходимость мер по его устранению. Ему и в голову не приходит, что дело административными мерами тут не поправишь, что с экономикой шутить нельзя.
Но почему же наши прогнозы из года в год точно оправдываются, в то время как ни один прогноз правительства еще не оправдался? Дело в разнице представлений об экономике. Наши модели отражают реальные структуры и процессы в ней, а правительственные реализуют достаточно далекие от реальности теоретические представления. Когда они не совпадают с реальностью, приходится удивляться и врать. Врать и удивляться.
Для того, чтобы изобразить рост экономики хотя бы на полпроцента, Чубайсу пришлось заставить Госкомстат "изменить методики". Так теперь вежливо называют фальсификацию статистики. Но внесенные в методики изменения оказались все же недостаточными, чтобы скрыть реальный спад. Он все равно вылезает в статистике за последние месяцы. Как его объяснить?
Тут как нельзя кстати подвернулся мировой финансовый кризис. Его реальное воздействие на экономику России минимально. Могу с вероятностью 100% предсказать, что по итогам 1997 года Россия займет первое место по росту фондов - столь незначительным было это временное падение в ноябре. Но уже гонят панику в виде странных заявлений об уходе с российского рынка 9 миллиардов долларов. Цифра завышена почти в 10 раз. Зачем?
Чтобы объяснить этим и спад, и невыплаченные зарплаты, и падение внешней и внутренней торговли и грядущий распад экономики в целом. Чтобы обосновать свое право и дальше проводить свою безграмотную политику под видом реформ и под этим соусом захватить побольше собственности разоряющейся страны.
Надо сказать, что само по себе воровство, взятки, гонорары и захват "жирных кусков" собственности семибанкирщиной наносят стране не такой уж большой ущерб. Если бы это было платой за эффективные реформы, ее можно было бы считать не слишком накладной. Гораздо больший ущерб наносит стране финансовая политика, которую проводят те, кто эту дележку обеспечивают. Этот ущерб примерно в 100 раз больше суммы наворованного и выражается как раз в спаде производства и уровня жизни, нехватке денег в бюджете, невыплаченных зарплатах и пенсиях.
Стихийно сложившаяся в результате "реформ" Гайдара денежная система способна обращать крайне мало денег. Все "лишние" превращаются инфляцией в ничто. Но развитая экономика требует много денег. Их может обеспечить лишь современная денежная система. Эффективность денежной системы и является главным ограничителем экономики.
Развитые страны отличаются от развивающихся именно этой эффективностью. В США отношение объема денежной массы к объему сделок (валовому продукту) составляет 94-96%, в Европе - 92-98%, в Японии - 116%, в Бразилии - 65%, в бывшемм СССР - 66%, в Нигерии - 7%, а в ельцинской России - 8%. Последний показатель и определяет тот уровень к которому стремится экономика в результате "реформ" - уровень Нигерии и Бангладеш. естественно, ни высшее образование, ни наука, ни современная армия, ни высокотехнологическая промышленность в такой экономике существовать не могут.
Расхожее мнение, что российская экономика уничтожается специально, по заданию западных разведок или мифического масонского заговора, далеко от истины. Оно порождено верой в навязываемый прессой имидж господ приватизаторов как грамотных экономистов. В действительности же характер политики определяется элементарной безграмотностью команды Чубайса в вопросах, выходящих за пределы понимания банковского клерка.
То же самое можно сказать и о столь же разрекламированной "команде Явлинского". Сам факт, что второй человек в этой команде предпочел ее предать и схватить предложенный ему министерский портфель, говорит о том, что реальной альтернативной программы у этой команды нет. Готовность Задорнова проводить политику Чубайса под чутким руководством того же Чубайса означает полное сходство их представлений. Да и прогнозы у них отличаются меньше, чем реальность от любого из них...
Все это надо пережить. Время профессионалов еще не пришло для России. Эпоха Ельцина еще не кончилась. А значит - незачем надеяться на улучшение.