ДА ЛАДНО?! Вы издеваетесь? Мелкий автопроизводитель, которому всего 17 лет, который пока не имеет супердорого имущества и существенного влияния в мире, стоит много дороже легендарных автомобильных компаний, которые фактически правят нашим автомобильным рынком?! Как вообще такое возможно? Даже учитывая, что технологии Tesla очень неплохо развиты, у нее что, нет конкурентов, чтобы ее так оценивали?! Да у нее полно конкурентов! Пора уже объяснить эту вопиющую перекупленность акций Tesla!
Капитализация компании достигла $190 млрд., а стоимость акции превысила 1000$!
За все время Tesla продала чуть больше 1 миллиона автомобилей! Всего лишь миллион автомобилей! Это просто капля в море автопроизводства. Для сравнения Toyota и VW выпускает по 10 млн. авто каждый год! Даже со всеми мегазаводами, которые есть и у других компаний, это не стоит почти $200 млрд. Капитализация Tesla обогнала Toyota ($177 млрд.) и VW ($72 млрд.), которых можно вполне назвать хозяевами автомобильного рынка. Ведь эти марки не просто самые популярные, они включают в себя еще и другие более дорогие и даже элитные. Так, например, Volkswagen AG владеет брендами: Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania, Ducati, Porsche, MAN. Да это же огромная доля от всего рынка!
Однако акции Volkswagen AG в принципе лежат, они вообще не растут в последнее годы. В то время как активы компании в несколько раз превышают ее стоимость. То есть мы наблюдаем совершенно противоположную ситуацию с Tesla, где капитализация во много раз превышает стоимость активов и собственный капитал, а о низкой прибыли компании вообще нет смысла упоминать. То есть с финансовой точки зрения и точки зрения здравого смысла капитализация Tesla завышена в несколько раз, и это с учетом всех ее перспектив.
Напомню, что капитализация других титанов автомобильного рынка еще много меньше, например, GM ($38 млрд.), Ford ($25 млрд.), Honda ($46 млрд.). Из-за подобных фактов возникает множество вопросов.
Теперь о конкурентах. Вы думаете, Tesla — самый лучший электрокар? Вас обманули. Разве что, автопилот у них самый продвинутый, и все же им пока лучше не пользоваться. Вот список других популярных электрокаров, которые в отличие от Теслы, раза в 2-3 доступнее по цене: Nissan Leaf, Renault ZOE, Volkswagen e-Golf, Renault Fluence Z.E., Chevrolet Bolt, Hyundai Ioniq Electric и другие. По интерьеру и экстерьеру эти машины особо не уступают Tesla (я в принципе не заметил ничего красивого и, действительно, привлекательного в моделях Tesla, разве что только в Model 3 и Y). Разумеется, по техническим характеристикам эти модели не дотягивают до Tesla. Кто-то сильно, а кто-то довольно близок, но по цене и обслуживанию выигрывают у Tesla все, фактически независимо от страны эксплуатации.
Но вот теперь о тех значимых конкурентах, которых можно считать убийцами Tesla. Это потрясающие Audi e-tron и Jaguar I-Pace, а также Porsche Taycan 4S. Все эти электрокары технически почти не уступают любой модели Tesla, а по экстерьеру, интерьеру и эргономике на много лучше. По цене эти модели примерно такие же как и Tesla, только Taycan дороже, но это же все-таки Porsche, иначе и быть не может. Единственное в чем Tesla обходит этих конкурентов, так это в ИИ системах, которые не особо то и нужны, на мой взгляд. По крайней мере я пока не видел явных доказательств значимой пользы от них. Типа автопилот, при котором надо все равно сидеть за рулем и следить за дорогой? А зачем он тогда вообще? Автопилот — это когда сидишь в пассажирском кресле и вообще не смотришь на дорогу. И при этом все работает. А пока это просто слова. Корень технологии, которая, возможно, лет через 10-20 станет качественной.
Следует отметить, что лидеры рынка выпустили свои ПЕРВЫЕ серийные электрокары. Первые и уже такие качественные. Это о многом говорит. Конкурентам практически удалось достичь уровня Tesla с первого раза, при этом занимаясь в основном только машинами с ДВС. Уверен, в будущем они исправят текущие ошибки и сделают свои электрокары еще лучше, а значит, отожмут большую долю рынка у Tesla. Если инвесторы покупают ее акции, смотря далеко в будущее, то мне совершенно не ясно, почему они не учитывают стремительное развитие конкурентов, которые явно являются угрозой повышения продаж Tesla.
Более того, я никак не могу понять, почему в 2019 г. часть людей резко решила пересесть с бензина на электричество? Если они думают, что они так спасают атмосферу планеты, то они ошибаются. Если нефть не жечь в машинах, ее будут больше жечь на ТЭЦ (потому что ее пока еще дофига, и девать некуда, то есть это пока дешевая энергия), и формально ничего не изменится. Не говоря уже о загрязнении окружающей среды отходами от аккумуляторов. Кроме того, сейчас электрокар это, скорее, проблема, чем удобство, по крайней мере, в России это точно. У моего соседа была Tesla Model X. Намучился он с ней и продал какому-то другому лопуху, воображающему, что Tesla это круто. Может в Калифорнии и круто, но точно не в Москве.
Я считаю, что перекупленность акций Tesla связана исключительно с ее МЕГАПИАРОМ в мировых СМИ, ростом популярности среди топовых акций для инвестирования (акция одна из самых ликвидных на рынке), и огромными вливаниями ФРС в рынок США. Какого-то суперпрогресса под этим нет, только наращивание производства. Но последнее время люди так и инвестируют — тупо на слухах и основываясь на том, что делают другие. Все покупают, и я покупаю. Бурный рост акций в США это вообще норма. Такие же драйверы роста в других странах способствуют куда меньшему подъему. Все связано лишь с тем, что США — центр мировых инвестиций. И, к слову сказать, акции Tesla изначально были очень дорогими. То, что они растут последний год — не удивительно. Удивительно, почему они не падали раньше. Логично было бы увидеть после подъема до 300$ падение к 100$, а потом рост в 2018-2020 г. до 500$.
Возможно покупатели думают, что Tesla захватит рынок электрокаров, и поэтому ее акции так прут. Но как я уже показал, это совсем не так. В будущем абсолютно все автопроизводители будут создавать электрокары, в целом, равные по качеству Тесле, а то и лучше, и это будет такая же коробка, как и у конкурентов. Разве есть сейчас какая-то марка, которая чем-то сильно выделяется среди других? Нет! Ну, разве, что Koenigsegg. И какие-нибудь подобные марки гиперкаров, типа, Ferrari но это не массовое производство, так что о захвате мира тут нельзя говорить.
Однако, кстати, акции Ferrari за последние 4 года выросли в 4 раза! И компания стоит более-менее адекватные $40 млрд. И Ferrari знают и восхищаются во всем мире в отличие от Теслы, которая, например, в Москве встречается, по крайней мере, как это вижу я, реже Ferrari (конечно, их много в США и Европе, там Tesla пока лидер среди электрокаров, но это все равно мало, объемы производства Tesla в несколько раз меньше, чем у других крупных и куда более дешевых компаний). И, действительно, зачем мне покупать обычную с виду коробку, хоть и электрическую (это еще надо подумать плюс ли это), если я за те же деньги могу купить шедевр автомобильного производства? Tesla популярна и известна только пока все крупные автопроизводители не решились на крупное производство электрокаров!
Консенсус-прогноз по акциям Tesla аналитиков с Wall Street — $650! Я считаю, что удачная цена для покупки этих акций — 300-400$. Выше она сейчас не стоит. А с учетом надутого пузыря на рынке акций, ее адекватная цена вообще ниже 200$. Короче говоря, если кризис все же случится, то Tesla обязательно надо брать при уходе ниже 300$. А сейчас лучше не влезать в нее. Чтобы потом не пришлось сидеть и ждать восстановления акций несколько лет, как после 2000 года, когда тоже все необоснованно скупали.
Всем удачи и профита!
Понравилось — жмите лайк! Есть вопросы — пишите в комментариях!
Не забывайте подписываться на мой канал, чтобы быть в курсе важных новостей и узнать как приумножить свой капитал!