К концу сороковых годов XV в. Столетняя война уже подошла к своему финалу: англичане были выбиты почти со всех ранее оккупированных территорий, а в самой Англии назревал глубочайший внутренний кризис, который всего через несколько лет разразится кошмарной Войной Роз. Тем не менее, английская корона предприняла последнюю попытку что-то себе оторвать: в октябре 1452 г. армия под руководством Джона Толбота, графа Шрусбери высадилась в районе Бордо для захвата Гаскони, которая, имея с Англией давние торговые связи, была совершенно не заинтересована во французском владычестве. Толбот быстро занял город (собственно, горожане сами открыли ему ворота) и остался в нем на зиму.
С наступлением весны французский король Карл VII двинулся на освобождение Бордо. Одновременно Толбот получил подкрепления и начал наступать на Гасконь. Однако вскоре он узнал, что попал в осаду занятый англичанами Кастийон и был вынужден отправиться ему на помощь. И вот тут произошло неожиданное: прослышав о приближении врага, французы окопали свой осадный лагерь рвом и частоколом и приготовились отстреливаться, как всегда раньше поступали сами англичане. Только у французов теперь имелось еще и около трехсот пушек разных калибров. 17 июля армия Толбота подошла к Кастийону. Поначалу все шло неплохо: передовой отряд разбил случайно встреченных французских ополченцев, а кто-то из местных сообщил, что осаждающие отступают, т.ч. граф Шрусбери поспешил к их лагерю.
Однако оказалось, что кто-то просто чего-то не понял: на самом деле никто не отступал, просто перед боем из лагеря выкидывали нонкомбатантов. Увидев направленные в свою сторону стволы пушек, Толбот понял, что просчитался, но все равно решил рискнуть поскольку силы были примерно равны (около 6000 - 10 000 человек с каждой стороны). Результат оказался катастрофическим: хотя английские войска и сумели добраться до противника, но к тому моменту их уже совершенно измочалили обстрелом. Последней каплей стало прибытие на поле боя отряда тяжелых кавалеристов-бретонцев, что ударили в правый английский фланг.
Что характерно, сам Джон Толбот в битве не участвовал: ранее он попал во французский плен после битвы при Пате и при освобождении с него взяли рыцарское слово не сражаться против французов. При общем отступлении под ним была убита лошадь, т.ч. полководец остался лежать придавленный тушей аки король Теоден. В итоге какой-то шибко умный французский солдат взял да и зарубил графа топором. В оправдание Толбота, совершившего ровно те же ошибки, что и французы при Креси и Пуатье можно сказать только одно: у него хотя бы не было огромного численного превосходства.
Три месяца спустя Франция отбила Бордо. Это событие и считается концом Столетней войны. Правда официально это нигде так и не было закреплено. Надо сказать, что хотя Кастийон и называют первой европейской битвой, где исход решили лафетные пушки, но массовое использование ручного огнестрела началось еще за четверть века до того в ходе Гуситских войн в Чехии.
Больше про Столетнюю войну можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082